20 ноября 2013 года, выступая на 6-м съезде судей Республики Казахстан, Елбасы поставил перед судейским сообществом четкую задачу: модернизировать гражданское судопроизводство с тем, чтобы порядок рассмотрения гражданских дел был удобным и быстрым для сторон процесса, ориентированным на их примирение и широкое использование современных технологий.
Реализация поставленной задачи потребовала активного поиска оптимальных процессуальных средств, способных удовлетворять требованиям скорого, качественного, недорогого правосудия. Значительная роль при этом отводилась развитию упрощенных производств, позволяющих достичь разумного баланса между процессуальной экономией и сохранением традиционных, фундаментальных основ гражданского процесса. Упрощенные производства ориентированы на наиболее простые и «повседневные» дела, то есть на охват широкого круга правовых конфликтов, разрешение которых должно быть поставлено под контроль судебной власти.
Современное состояние права, экономики, общества, характеризующееся высокой степенью интеграции национальных порядков разных стран между собой, настоятельно требует изучения и осмысления опыта наиболее развитых государств. Общемировым вектором развития процессуального законодательства является совершенствование упрощенных форм судебных процессов, которые позволили бы придать процессу динамизм, обеспечили бы широкий доступ к судебной защите по наиболее часто встречающимся, «повседневным» делам и были бы эффективны с экономической точки зрения.
Упрощенные производства моделируются исходя из социальных потребностей, которые связаны с развитием экономических отношений и необходимостью быстрого взыскания долгов по неисполненным обязательствам, ускоренного применения запретов и ограничений, судебной защитой и констатацией прав и законных интересов.
По мнению ряда исследователей, законодательство все большего числа стран исходит из того, что обычный стереотип судебной тяжбы как состязательного конфликта, постепенно уступает место таким спорам, в большинстве которых итог известен (или предсказуем) заранее, а истец нуждается больше в исполнении решения (то есть исполнении нарушенного должником обязательства), чем в разрешении спорных обстоятельств.
Эти идеи служат основой для развития упрощенных производств различного типа в зарубежных странах.
Упрощенные производства предусматривают простой, понятный и недорогой для большинства слоев населения механизм защиты прав, что вызвано необходимостью обеспечения приспособленности процессуального закона под наиболее широкие категории дел, типовые ситуации, в которые попадает большинство потенциальных участников процесса. Широкое применение таких производств связано с возложением на них социально-значимой функции, заключающейся в получении облегченного доступа к суду и возможности самостоятельного ведения процесса.
В основе упрощения судопроизводства лежат идеи создания таких судов и таких процессуальных правил и процедур, которые позволят гражданину самостоятельно представлять свои интересы и свое дело в суде, без представителя, а правила процесса будут ясны ему без специальных познаний.
Кроме того, издержки обращения в суд (понимаемые в самом широком смысле) не должны быть слишком велики, поскольку гражданин не сможет обратиться за защитой своего права по причине несоразмерности своего требования затраченным на его исполнение ресурсам.
В самом общем виде можно сказать, что в гражданском процессе сложились две модели упрощенного судопроизводства: приказное производство и письменное производство.
Наиболее известной и распространенной моделью является приказное производство. Основное значение судебного приказа заключается в его информативной функции – приказ является не столько судебным постановлением, сколько разъяснением кредитору его реальных прав и подтверждением их в судебном порядке, а должнику – властным напоминанием о неисполненном обязательстве. В то же время, эта процедура такова, что не предусматривает рассмотрение обоснованности предъявленного заявителем требования.
Институт приказного производства был внедрен в наше гражданское судопроизводство Гражданским процессуальным кодексом РК, введенным в действие с 1 июля 1999 года.
Судебный приказ является судебным актом, который выносится судьей в течение трех дней по заявлению взыскателя о взыскании денег или истребовании движимого имущества от должника по бесспорным требованиям без вызова должника и взыскателя для заслушивания их объяснений и без судебного разбирательства.
На сегодняшний день судебный приказ выносится по 14 основаниям, предусмотренным в процессуальном законе. В частности, это требования о взыскании: алиментов на несовершеннолетних детей; начисленной, но невыплаченной работнику заработной платы; денежного долга, основанного на неисполнении договора и признанного ответчиком в письменном виде; недоимки по налогам и другие.
Заявления о выдаче судебного приказа оплачиваются в размере 50 процентов от установленных ставок государственной пошлины в судах, если заявитель не освобожден от уплаты государственной пошлины полностью.
Быстрота и дешевизна приказного производства по достоинству оценены гражданами и субъектами предпринимательства нашей страны. За пятнадцать лет успешного функционирования этот институт стал весьма востребованным механизмом защиты нарушенных прав граждан и законных интересов юридических лиц.
В рамках модернизации гражданского процесса предусматривается расширение сферы применения приказного производства. В новом Гражданском процессуальном кодексе РК перечень оснований для выдачи судебного приказа увеличен до восемнадцати. Помимо действующих в настоящее время оснований, вводятся четыре новации, согласно которым судебный приказ будет выноситься по требованиям о взыскании:
- государственных грантов с лиц, прекративших обучение либо не возвратившихся в Республику Казахстан после окончания учебного заведения в иностранном государстве или нарушивших предусмотренное договором обязательство по возврату гранта;
- государственных грантов, подъемных, пособий с молодых специалистов, направленных в сельскую местность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам;
- арендных платежей ввиду их неуплаты в сроки, установленные договором аренды;
- процессуальных издержек по прекращенным органом уголовного преследования уголовным делам.
В отличие от приказного производства упрощенное письменное производство является новым институтом для казахстанского гражданского процесса.
Спецификой упрощенного письменного производства является рассмотрение дел судом без вызова сторон после истечения сроков, установленных для представления доказательств и иных документов в соответствии с процессуальным законом.
Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в месячный срок со дня принятия заявления к производству, этот срок продлению не подлежит.
В настоящее время в порядке упрощенного письменного производства рассматриваются дела только по двум основаниям:
- по исковым заявлениям о взыскании денег, если цена иска не превышает для юридических лиц семисот месячных расчетных показателей, для индивидуальных предпринимателей, граждан двухсот месячных расчетных показателей;
- независимо от цены иска по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору.
В ходе работы над новым Гражданским процессуальным кодексом уделено большое внимание вопросам совершенствования упрощенных письменных процедур, что получило отражение в итоговом тексте документа.
Предусматривается весьма широкая область применения упрощенного письменного производства. Перечень оснований рассмотрения дел в упрощенном письменном производстве предполагается увеличить до двенадцати.
В частности, помимо рассматриваемых в настоящее время категорий дел, в упрощенном письменном производстве будут рассматриваться также дела:
- об исполнении соглашений об урегулировании споров (конфликтов) в порядке медиации, заключенных в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором;
- об исполнении соглашений об урегулировании спора, удостоверенных нотариусом в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом «О нотариате» или предусмотренных договором;
- об исполнении соглашений об урегулировании споров, заключенных с участием адвоката по договору поручения сторон или адвокатов и сторон в порядке партисипативной процедуры в соответствии с Законом «Об адвокатской деятельности»;
- об исполнении соглашений по спорам, связанным с предпринимательской, инвестиционной деятельностью, заключенным в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором;
- об исполнении соглашений по страховым спорам и спорам, вытекающим из договоров банковского займа, заключенных в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором;
- об исполнении соглашений по спорам в сфере защиты прав потребителей, заключенным в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором;
- об исполнении соглашений по спорам в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность, заключенным в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором;
- об исполнении соглашений по спорам в сфере брачно-семейных отношений, заключенным в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором;
- об исполнении соглашений по спорам о публикации опровержения сведений, порочащих честь, достоинство гражданина и деловую репутацию юридического лица, либо ответа в средстве массовой информации;
- об исполнении иных соглашений, заключенных в порядке досудебного урегулирования споров в случаях, установленных законом или предусмотренных договором.
Приведенный перечень хорошо иллюстрирует, что сфера применения упрощенного производства включает в себя споры, в отношении которых действующее материальное право требует простую и быструю процедуру.
Весьма важно, что в рассмотрении гражданских дел по упрощенным процедурам не участвует прокурор, то есть напрямую реализуется 26-й шаг Плана Нации «100 конкретных шагов», предусматривающий сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса.
Мы ожидаем, что совершенствование упрощенных процедур придаст новый импульс дальнейшему развитию электронного судопроизводства. Активное внедрение и использование электронных технологий – один из безусловных плюсов нашей судебной системы.
Понятность процессуальных правил, эффективность с точки зрения затрат на судебный процесс и достаточно высокая степень исполнимости судебного решения обеспечивают востребованность упрощенной процедуры как оптимальной формы судопроизводства.
Жанылсын Архарова, судья Верховного Суда РК