Совершенствование механизма отбора кандидатов на судейские должности, усиление подотчетности судей – вопросы, которые сегодня волнуют судейское сообщество.
Глава государства выделил усиление квалификационных требова¬ний и строгий отбор кандидатов на судейские должности в число приоритетных задач, изложенных в Плане нации «100 шагов», подчеркнув, что «слабые звенья судебной системы - это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Открытость - это лекарство от коррупции в судейских рядах».
В целом План содержит 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны, 11 из которых направлены на реформирование судебной системы.
Итак, назвав систему отбора судей и закрытость судебной системы важнейшими проблемами в судебной системе, Глава государства еще раз дал понять, что судьи являются лицом судебной системы.
В Национальном плане предложены приоритеты, которые можно решать пошагово, от ужесточения квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности, до усиления подотчетности судей, разработки нового Кодекса судейской этики, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном Судебном жюри при Верховном Суде страны.
Реализация новой кадровой политики, озвученная Президентом страны, сегодня находится под пристальным вниманием не только судебной системы, но и всего общества, ведь судьи, отправляя правосудие, несут ответственность за верховенство закона. От результатов работы судей зависит имидж судебной системы в глазах общественности. У общества есть принципиальная заинтересованность в том, чтобы работали принципы открытости и прозрачности, чтобы полномочия судьи были возложены только на тех, кто соответствует самым высоким стандартам профессиональной компетентности и морали.
Новые шаги реформы направлены на формирование судейского корпуса, который будет способен обеспечить гарантии права собственности, создаст условия для благоприятной предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств. Общество должно быть уверено в том, что назначенные судьи будут принимать при этом беспристрастные и справедливые решения, которые соответствуют букве закона.
Решение вопроса ужесточения требований к кандидатам на должность судьи предполагает совершенно иные подходы. И это понятно, ведь отбор лиц, которые будут наделены судебными полномочиями - не просто технический вопрос. В обеспечении качества и независимости судебной системы это проблема эффективного доступа к правосудию, верховенства права и гарантий прав и свобод человека.
Для повышения квалификационных требований к вновь назначенным судьям намечается введение соответствующего испытательного периода для судей, а для получения максимальных навыков судейской профессии намечены меры по изменению действующей программы стажировки кандидатов в судьи в районных и городских судах, определены шаги по оптимизации порядка и сроков ее прохождения в местных судах. Это важный этап, если учесть, что отбор недостаточно квалифицированных и не готовых к занятию судейской должности кандидатов приведут к утрате доверия к судебной власти. Наладив надлежащую процедуру отбора, судебная система обеспечит тем самым селекцию наиболее квалифицированных кандидатов, что повысит доверие общества в целом к судебной власти.
Необходимо продумать механизм усиления подотчетности судей, заложить эти нормы и правила в разрабатываемый Кодекс судейской этики. Совершенно новым содержанием должна наполниться деятельность комиссий по судейской этике, причем совершенствование этих институтов необходимо направить на обеспечение эффективной защиты прав граждан.
Неразрывно связан с этим положением и второй приоритет реформ «Обеспечение верховенства закона», где предусмотрен переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). В судах сегодня активно обсуждаются расширение области применения суда присяжных, создание в Астане Международного арбитражного центра на примере опыта в Дубаи, а также создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам.
В заинтересованном разговоре по всему спектру пунктов реформы и Плана нации «100 конкретных шагов» принимают участие не только действующие судьи, члены комиссий по кадровому резерву и комиссий по этике, председатели филиалов Союза судей, но и судьи, зачисленные в кадровый резерв на должность председателей районных судов и кандидатов в судьи, прошедшие или проходящие стажировку в судах.
Мы вправе ожидать, что все эти меры позволят улучшить качество прохождения стажировки кандидатами в судьи в судах, обеспечат квалифицированный отбор кандидатов на судейские должности, на должности председателей районных судов, создадут адекватную дисциплинарную систему для повышения ответственности судей.
Раушан Турсымбаева, судья Бостандыкского районного суда города Алматы