В современных условиях в связи с ужесточением требований к профессионализму судей остро стоит вопрос подготовки качественно нового поколения судейских кадров, способных эффективно решать свои исконные задачи - обеспечение защиты прав и законных интересов граждан.
Судебная система в последние годы активно модернизируется, идет естественный процесс смены поколений, уходят в отставку опытные судьи, им на смену приходят их молодые коллеги. Отток квалифицированных специалистов всегда вызывает проблемы, ведь для качественной подготовки судьи требуются долгие годы накапливания практики, опыта, знаний.
Такое положение требует серьезного отношения к подготовке кадрового резерва для замещения судейских должностей. В качестве предпринимаемых актуальных мер, инициированных в Национальном плане «100 конкретных шагов», следует рассматривать перевод Института правосудия из состава Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан под эгиду Верховного Суда Республики Казахстан. При этом на базе трех институтов: Магистратуры, Института повышения квалификации и Научно-исследовательского института предлагается создать Судебную академию.
На мой взгляд, это взвешенный и оправданный шаг по обеспечению более тесной связи правовой теории и судебной практики, поэтапной подготовке судейских кадров в трех направлениях непрерывного образования – магистратура, повышение квалификации действующих судей и научно-исследовательский блок.
На Институт правосудия возлагаются большие надежды по совершенствованию всей системы подготовки судейского резерва, повышения квалификации судей. Хочется верить, что специализированное учебное заведение будет готовить максимально приближенных к судебной практике профессионалов, даст им глубокие знания не только в области законодательства, но и современной правоприменительной практики в области материального и процессуального права, существующих теоретических и практических проблем, обучит навыкам ведения судебного процесса и подготовки процессуальных документов.
Преимущество этого нововведения в том, что судей будет готовить учебное заведение, приближенное к судебной власти. Это позволит корректировать программы подготовки обучающихся. Ведь ни один юридический факультет любого вуза сегодня не в состоянии обеспечить надлежащую первичную подготовку будущих судей.
Надо заметить, что переподчинение высшему судебному органу страны базового образовательного учреждения – это общепризнанная мировая практика. Нам хорошо известен пример Российской Федерации, где Верховный Суд имеет также статус учредителя Российской Академии правосудия. В каких-то странах с учетом того, что судебная система находится под эгидой министерства юстиции, подобные учебные заведения являются структурным учреждением этого ведомства.
В любом случае, можно перечислить много стран, где существуют специализированные, профильные, имеющие статус самостоятельного учебного заведения образовательные учреждения, которые целенаправленно осуществляют подготовку судейских кадров.
Итак, какие новшества предлагаются в свете отделения Института от Академии государственного управления? Прежде всего, до одного года увеличится период стажировки магистрантов Института правосудия. Трехмесячный срок, отведенный на прохождение практики, который существует ныне при двухгодичном обучении, конечно же, недостаточен и, понятное дело, не дает должных практических навыков в работе будущего судьи.
Качественно новый уровень обучения магистрантов на базе отдельного Института магистратуры при Судебной академии в будущем даст возможность отменить квалификационные экзамены на должность судьи. Согласно мировой практике отбор судейских кадров можно было бы вести из контингента прошедших специализированную подготовку выпускников, испытавших адаптационную нагрузку.
В любом случае, на первое место надо ставить освоение практических навыков, дав возможность претенденту подготовиться к должности судьи, прежде всего, психологически, сознательно переосмыслить себя в новой ответственной роли, изменить свое мышление, научиться сомневаться, мыслить, вырабатывать суждения, решать сложные задачи, связанные с судьбами конкретных людей.
Создание отдельного Института повышения квалификации судей позволит посредством краткосрочных курсов, в одну-две недели, проводить обучение судей областных, районных и приравненных к ним судов, сделав особый упор на молодых судей, для углубленного изучения действующего законодательства, норм судейской этики и правовой культуры, овладения практическими навыками работы.
По отдельным, более усовершенствованным программам и учебным планам необходимо организовать обучение руководителей канцелярий, секретарей судебных заседаний, специалистов, архивариусов и судебных исполнителей.
Учебные программы и планы переподготовки судей и работников судов необходимо актуализировать в соответствии с аспектами судебно-правовой реформы, динамичным обновлением законодательства, внедрением в судопроизводство новейших информационных технологий.
Создание Научно-исследовательского института позволит наполнить принципиально новым содержанием связь между теорией и практикой, вовремя реагировать на возникающие проблемы в правоприменении, вести научные исследования в конкретных отраслях права. Чтобы этот Институт имел прикладное значение, можно будет возложить на него разработку рекомендаций, выдачу экспертиз по нормативным постановлениям Верховного Суда, обобщений судебной практики в рассмотрении конкретных категорий дел, составлять аналитический методический материал в помощь судьям с учетом их потребностей, организовывать круглые столы, научно-практические конференции, семинары-тренинги по насущным проблемам судебной практики.
Внедрение прогрессивных методов и технологий повышения уровня судебного образования на базе Судебной академии даст широкие перспективы для взращивания грамотных, высококвалифицированных, профессиональных судей.
Ербол Жангазин, Председатель Алатауского районного суда г. Алматы