Среди наиболее часто обсуждаемых в последние годы проблем пенитенциарной системы в области уголовно-исполнительного права следует выделить – это покамерное размещение заключенных и трудозанятость осужденных. В СМИ не так давно прошла информация, что в Казахстане скоро построят современные тюрьмы с повышенной комфортностью. Конечно, тюремную камеру, даже соответствующую санитарно-гигиеническим нормам и международным стандартам, весьма сложно назвать «тюрьмой повышенной комфортности». Тюрьма комфортной не может быть априори - это журналистский прием.
Криминологи отмечают, что переход на покамерное содержание снизит количество преступлений в пенитенциарных учреждениях. В прошлые годы около 90% осужденных отбывают наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления: 27 % - совершение убийства, 24% - за кражи, грабежи, разбои, 18% - за незаконное распространение наркотиков, 10% - за нанесение тяжких телесных повреждений, 8% - за сексуальное насилие, 7% - за коррупционные преступления, 6% - другие. В настоящее время криминогенный состав заключенных по сравнению с прошлыми годами не претерпел серьезных изменений.
Проводимая в республике работа по гуманизации уголовного законодательства, расширению сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, значительно повлияла на сокращение количества осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
В настоящее время основная доля исправительных учреждений имеют отрядно-барачную форму содержания, т.е. на территории колонии стоит несколько бараков, в каждом из которых одновременно проживают 50-80 осужденных. По словам Министра внутренних дел РК К.Касымова 50 исправительных учреждений находятся в ветхом и аварийном состоянии. Стены некоторых из них помнят ещё советских политзаключенных и «врагов народа». Эти исправительные учреждения построили в начале двадцатого века. Содержание в таких помещениях с одной стороны, создает предпосылки для ухудшения санитарно-гигиенического состояния, с другой – содействует распространению криминальной субкультуры.
Попадая в такие исправительные колонии, заключенные не имеют возможности уединиться и оградить себя от влияния тюремных лидеров, отрицательно характеризующихся осужденных, злостных нарушителей, поэтому руководствуясь инстинктом самосохранения, вынуждены приспосабливаться к существующим там правилам взаимоотношений.
Вопрос перехода на покамерное содержание закреплен в Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы, в которой сказано что «для мест лишения свободы важным является обеспечение безопасности личности, соблюдение прав и законных интересов лиц, отбывающих данный вид наказания, путем постепенного перехода к камерному порядку содержания, при котором осужденный, имея в дневное время возможность передвижения и межличностного общения в пределах учреждения, в ночное время был бы изолирован в отдельном помещении».
Правоохранительными органами неоднократно обсуждались вопросы покамерного содержания, в том числе и на заседании Правительства Казахстана. Принята Государственная программа дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы, где предусмотрена проработка вопроса строительства типовых специализированных исправительных учреждений в рамках государственно-частного партнерства (п.77). В некоторых регионах акиматами выделены земельные участки для строительства новых исправительных учреждений.
Однако переход на покамерное содержание требует серьезных бюджетных затрат. По расчетам МВД необходимо строительство 25 подобных исправительных учреждений. В этой связи Правительство прорабатывает вопрос по разным направлениям: с представителями деловых кругов за рубежом, имеющих опыт строительства и управления работой исправительных учреждений; с Управлением ООН по наркотикам и преступности, оказывающим расширенную техническую помощь по содержанию заключенных в соответствии с международными стандартами и правилами; с представителями Международного банка реконструкции и развития и другими организациями.
В настоящее время при обсуждении Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», рассматривается в том числе и вопрос о выработке предложений по привлечению частного сектора в строительство, содержание и управление пенитенциарными учреждениями (шаг 34). Прорабатываются возможности строить исправительные учреждения современного типа, отвечающие международным стандартам с участием бизнес-структур по принципу государственно-частного партнерства.
Трудозанятость заключенных
На протяжении последних 10 лет занятость заключенных на оплачиваемых работах не превышает 50%. Решение вопроса трудозанятости обеспечит не только исправление осужденных, поддержание и развитие профессиональных навыков, оказание материальной помощи семьям, но и реализует такую важную функцию уголовного процесса, как восстановление социальной справедливости и возмещение ущерба.
В этой связи МВД разработан План мероприятий «Занятость в колониях - 2017», предусматривающий ряд законодательных инициатив и практических мер по обеспечению трудом заключенных с привлечением субъектов частного предпринимательства.
Рассматривая вопросы пенитенциарной системы нельзя не сказать о некоторых новеллах новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса, который существенно изменил требования к режиму содержания заключенных в зависимости от степени безопасности.
Для сравнения приведем в таблице виды названий исправительных учреждений в новой и старой редакциях кодекса.
УИК (2014 г.) УИК (1997 г.)
Минимальной безопасности Колонии-поселения
Средней безопасности Общий режим
Максимальной безопасности Строгий режим
Чрезвычайной безопасности Особый режим
Полной безопасности Тюрьма
Смешанной безопасности С разными видами режимов (следственные изоляторы)
Данная классификация позволяет в полной мере использовать условия отбывания наказания для повышения его эффективности, а также существенным образом упорядочивает структуру и правила организации деятельности учреждений.
В пределах одного учреждения осужденные могут находиться в строгих, обычных, облегченных и льготных условиях отбывания наказания. Эта система предусматривает поэтапное изменение условий содержания осужденных в зависимости от их поведения: положительно характеризующиеся (осужденные делятся на три группы: первой, второй и третьей степени исправления); отрицательно характеризующиеся (осужденные также разделяются на три группы: нарушители установленного порядка отбывания наказания, систематически нарушающие установленный порядок отбывания наказания, злостные нарушители).
Этими положениями значительно расширены возможности индивидуализации исполнения наказания и подготовки заключенных к жизни вне заключения.
В соответствии со ст.8 УИК в исправлении осужденных могут участвовать попечительские и общественные наблюдательные советы, комитеты родителей осужденных, профессиональные союзы, трудовые коллективы, зарегистрированные в установленном законодательством порядке общественные, религиозные объединения, общественные и благотворительные фонды, политические партии, другие организации, а также граждане. Кроме этого, Положение о попечительском совете действует не только в воспитательных колониях, а также во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Сравнительно-правовой анализ Уголовно-исполнительного кодекса с международными документами по правам человека и международными стандартами обращения с осужденными позволяет сделать вывод, что национальное законодательство в большей степени соответствует международным требованиям. Одной из важных положительных черт следует отметить, что в УИК РК 2014 г. в отличие от Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан 1997 года определено, что уголовно-исполнительное законодательство основывается не только на Конституции Республики Казахстан, но также и на общепризнанных принципах и нормах международного права, а также на международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан, которые имеют приоритет перед УИК и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Николай Турецкий, секретарь Казахстанского союза юристов, заместитель председателя Правового совета при партии «Нұр Отан»