Воплощением основных идей реформирования судебной системы явилось принятие 25 декабря 2000 года Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Одним из предметов конституционного регулирования послужила модификация структуры Верховного Суда. Если ранее действовавшими нормативными правовыми актами в структуру Верховного Суда входил Пленум, то конституционным законом введен новый орган Верховного Суда - пленарное заседание.
Пленарным заседанием Верховного Суда прилагаются все усилия для сохранения и формирования единообразной судебной практики и реализации задачи, поставленной Президентом Республики Казахстан, Лидером Нации Н. А. Назарбаевым в своем выступлении на VI-м Съезде судей, о том, что национальная судебная система должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев.
На этапе развития судебной реформы пленарное заседание как орган Верховного Суда также претерпело определенные изменения. С 1 января 2015 года исключен пункт 3-1) статьи 22 Закона о полномочии пленарного заседания рассматривать судебные дела в порядке надзора. Ранее пленарное заседание для некоторых дел являлось последней инстанцией в разрешении дел по существу. Дело могло быть предметом рассмотрения пленарного заседания по представлению Председателя Верховного Суда РК либо протесту Генерального прокурора, если будут установлены данные о том, что принятое решение может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан.
На сегодняшний день в соответствии со статьей 22 названного Конституционного закона пленарное заседание по представлению Председателя Верховного Суда устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии, утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета, а также тайным голосованием избирает членов Судебного жюри, решает вопрос об их освобождении.
По итогам изучения и обобщения судебной практики рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики, принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики и вносит предложения по совершенствованию законодательства, заслушивает информацию председателей судебных коллегий Верховного Суда, Судебного жюри и руководителя уполномоченного органа, дает заключение в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 47 Конституции Республики Казахстан, рассматривает кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда и выносит соответствующие заключения, утверждает список лиц, зачисленных в кадровый резерв, обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкие показатели по отправлению правосудия или допустившего систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение. Утверждает форму и описание судейской мантии, регламент пленарного заседания и президиума пленарного заседания Верховного Суда, положение о научно-консультативном совете при Верховном Суде.
В пределах изложенной компетенции пленарным заседанием Верховного Суда проведена определенная работа.
Конституционное регулирование в судебной деятельности отразилось и в том, что с момента введения в действие Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, от 20 декабря 1995 года «О судах и статусе судей в Республике Казахстан» (статья 31) Верховный
Суд по результатам изучения судебной практики наделен правом принимать нормативные постановления. Ранее принимались постановления о разъяснении судебной практики.
Отметим, что законодателем уделено особое внимание компетенции Верховного Суда в области принятия нормативных постановлений. Важность разъяснений судебной практики в нормативных постановлениях обозначена в пункте 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, поскольку они признаны действующим правом в Республике Казахстан. В постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 года № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан» указано, что норму пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, устанавливающую, что к действующему праву относятся нормативные постановления Верховного Суда, следует понимать таким образом, что Верховный Суд Республики Казахстан полномочен издавать нормативные постановления только по вопросам применения в судебной практике норм законодательства, в том числе и норм Конституции.
Как известно, законом «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года (статьи 3,4) нормативные постановления Верховного Суда относятся к основному виду нормативных правовых актов и не включены в перечень нормативных правовых актов, кроме нормативных постановлений Конституционного Совета, о соотношении юридической силы по нисходящим уровням. Одним словом, нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан находятся вне установленной иерархии нормативных правовых актов и по юридической силе приравниваются к тем нормативным правовым актам, положения которых стали предметом конкретизации в нормативном постановлении.
Нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан относятся к источникам права.
Подчеркнем, что особенность нормативных постановлений Верховного Суда проявляется и в отсутствии необходимого условия, предусмотренного для других нормативных правовых актов, - государственной регистрации в органах юстиции Республики Казахстан и проведения экспертизы.
Именно по этим основаниям нормативные постановления публикуются в официальных источниках - газетах «Казахстанская правда» и «Егемен Қазақстан». Однако 21 января 2015 года названные газеты опубликовали нормативные постановления Верховного Суда от 24 декабря 2014 года №3 и 4 не на первых страницах, а на страницах, где расположен информационный раздел в виде приложения.
Без преуменьшения эффективности и значимости принимаемых нормативных постановлений, важно отметить, что положения нормативных постановлений Верховного Суда являются строго подзаконными и восполнение ими отсутствующих норм действующего законодательства либо устранение противоречий, коллизий в законодательстве недопустимо.
Юридическая сила нормативного постановления определяется юридической силой нормативного правового акта, нормы которой интерпретируются. Последние должны применяться в единстве с положениями соответствующего нормативного постановления в силу его общеобязательного характера.
Конкретизация законов в нормативных постановлениях непосредственно влияет на дальнейшее развитие и совершенствование законодательства Республики Казахстан.
Нормативные постановления Верховного Суда играют значительную роль в формировании судебной практики и являются ориентиром правоприменения не только для судебных органов, но и для других органов, юридических и физических лиц.
Они отражают единый практический подход к рассмотрению определенной категории дел, поскольку являются результатом тщательного изучения судебной практики являются разъяснением вопросов по применению законодательства, должны обязательно применяться в судебной практике и не являются научным комментарием, являющимся толкованием и рассуждениями индивидуального характера.
Нормативные постановления как результат анализа всей судебной практики эффективно обеспечивают ее единство в масштабе всей страны через их обязательность, предусмотренную Конституцией республики.
Общие правила юридической техники по рациональному составлению и правильному изложению нормативных правовых актов распространяются и на разработку, оформление нормативных постановлений Верховного Суда. Нормативное постановление предписывает участникам правоотношений определенный вариант поведения, которого они обязаны придерживаться в определенных этим актом случаях.
Изучение и обобщение судебной практики включаются в план работы Верховного Суда и, исходя из результатов обобщения, составляется план работы пленарного заседания по разработке проектов нормативных постановлений. По проекту постановления судьями готовится письменное заключение, затем с участием секретаря пленарного заседания проект обсуждается в соответствующей судебной коллегии для определения мнения коллегии по позициям, изложенным в нем. Далее проект обсуждается на заседании научно-консультативного совета.
При рассмотрении вопроса о принятии нормативных постановлений на пленарное заседание приглашаются представитель Администрации Президента Республики Казахстан, председатель Конституционного Совета, Генеральный прокурор, Министр юстиции, члены научно-консультативного совета и другие лица.
Пленарным заседанием Верховного Суда за 2014 год принято 24 постановления по различным вопросам, в том числе об утверждении Регламента пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан. В связи с последними поправками, внесенными Конституционным законом от 7 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» утвержден Регламент президиума пленарного заседания Верховного Суда.
В связи с введением в действие с первого января 2015 года Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Уголовно-исполнительного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях в новой редакции, нормативные постановления в сфере уголовного и административного права нуждаются в концептуальных коррективах.
В ходе работы над проектами названных кодексов Главой государства утвержден Единый государственный план действий по переходу на новую модель уголовного закона и уголовного судопроизводства, усовершенствованию законодательства об административных правонарушениях и системы исполнения уголовных наказаний.
В целях реализации поставленных в плане задач Верховным Судом проведен мониторинг нормативных постановлений, по результатам которого внесены поправки в 16 нормативных постановлений. Поправки внесены по вопросам применения законодательства о судебной власти, о соблюдении принципа гласности судопроизводства, об обеспечении исполнения судебных актов, о применении законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд, о применении судами законодательства, регламентирующего производство по уголовным делам с участием присяжных заседателей и другие.
В связи с упразднением института дополнительного расследования признано утратившим силу нормативное постановление Верховного Суда РК от 13 декабря 2001 года № 19 «О возвращении судами уголовных дел для дополнительного расследования».
Существенные поправки внесены в нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 4 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего производство по уголовным делам с участием присяжных заседателей». Разъяснены новые нормы УК и УПК об изменении подсудности категорий уголовных дел суда присяжных заседателей. Если ранее действовавшим УПК было предусмотрено, что суду присяжных заседателей подсудны все уголовные дела по особо тяжким преступлениям, за исключением 16 составов особо тяжких преступлений, то в новой редакции Кодекса регламентировано, что суд с участием присяжных заседателей рассматривает дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, за исключением 12 составов преступлений, а также о воинских преступлениях, совершенных в военное время или боевой обстановке.
Невзирая на то, что в целом в новой редакции УПК порядок отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в судебном разбирательстве не изменился, постановление дополнено, в частности, тем, что кроме сведений о фактах привлечения кандидата в присяжные заседатели к уголовной ответственности в качестве подозреваемого или обвиняемого председательствующий вправе выяснить у него и другие сведения, в том числе, о фактах привлечения к административной ответственности.
Одновременно уточнено, что не все факты привлечения к административной ответственности кандидата в присяжные заседатели могут служить основанием для освобождения его от исполнения обязанностей присяжного заседателя. Только административный арест как мера административного взыскания в судебном порядке служит основанием для освобождения его от исполнения обязанностей присяжного.
Приведенное положение нормативного постановления изложено в другой редакции неслучайно, так как ранее в силу применения п.7 нормативного постановления в старой редакции апелляционными инстанциями отменялись приговоры, вынесенные с участием присяжных заседателей на основании доводов о том, что в отношении присяжного заседателя, с участием которого рассмотрено дело, имеется постановление о его привлечении к административной ответственности. При этом не имела значения статья КоАП, по которой он привлекался к административной ответственности.
Принятию нормативных постановлений влияет и интенсивное развитие новых технологий. Так, в 2014 году внедрен электронный информационный сервис «Судебный кабинет». Эффективность сервиса, во-первых, в существенном влиянии на экономию бюджетных средств, расходуемых при рассмотрении гражданских дел, во-вторых, у заявителей по гражданским делам появилась реальная возможность обратиться в суд посредством электронной связи. В связи с этим принято нормативное постановление «О внесении изменений и дополнений в нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 9 «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам». Эти поправки в нормативное постановление вызваны тем, что ранее квитанция об уплате госпошлины в суд принималась судом только в виде оригинала на бумажном носителе.
Немаловажную роль в судебной практике исполнило нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 13 декабря 2013 года № 3 «О применении в уголовном судопроизводстве некоторых норм законодательства, регламентирующего вопросы защиты государственных секретов». В нем приведены понятия о государственных секретах и порядок отнесения их к сведениям, содержащим государственные секреты, обусловленным законом Республики Казахстан 15 марта 1999 года «О государственных секретах». Разъяснены вопросы определения тяжких последствий и размера ущерба, причиненного названными преступлениями, основания ограничения гласности судебного разбирательства.
По результатам обобщения судебной практики по применению судами норм налогового законодательства, нормативным постановлением разъяснены основные направления по применению налогового законодательства относительно основания и механизма признания действительными сделок, совершенных с лжепредприятием, возврата налога на добавленную стоимость по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, а также взыскания с физических лиц задолженности по налогу на транспортные средства.
В настоящее время работа по переходу на новую модель вышеупомянутых кодексов продолжается. Предстоит пересмотреть положения порядка сорока нормативных постановлений. Помимо работы в данном направлении запланировано принятие ряда проектов постановлений о судебной практике применения отдельных законов при рассмотрении гражданских дел.
Заседание научно-консультативного совета является одним из немаловажных этапов работы над проектом нормативных постановлений, поскольку текст проекта отрабатывается с учетом мнений не только государственных органов, практикующихся в правоприменении конкретного постановления, но и тщательно изучаются предложения и замечания членов совета с точки зрения теории и источников права.
В состав научно-консультативного совета входят ученые в количестве 24 человек. Следует отметить, что помимо членов научно-консультативного совета ученую степень имеют и действующие судьи страны, которые также вносят неоценимый вклад в научную обоснованность нормативных постановлений. Так, на сегодняшний день 327 или 13% судей имеют различные ученые степени, в том числе 251 (77%) магистр, 71 (22%) кандидатов и 5 (2%) докторов юридических наук.
В надзорных судебных коллегиях из числа судей Верховного Суда образованы экспертные группы по работе над проектами нормативных постановлений Верховного Суда, разработано и утверждено положение об экспертных группах.
Новый орган Верховного Суда в виде Президиума пленарного заседания обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях Верховного Суда, осуществляет иные полномочия, касающиеся организации деятельности судов, не отнесенные Конституционным законом к компетенции других органов Верховного Суда.
Президиум пленарного заседания Верховного Суда состоит из девяти членов - Председателя и председателей надзорных судебных коллегий Верховного Суда, председателя Союза судей, председателя Комиссии по судейской этике, председателя Судебного жюри, председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву, а также двух судей, делегируемых пленарным заседанием Верховного Суда сроком на два года.
Пленарным заседанием решается вопрос о рекомендации судей для присвоения звания «Почетный судья» за многолетний и безупречный труд в отправлении правосудия и ощутимый вклад в развитие судебной системы. В истекшем году по согласию пленарного заседания такого звания удостоены трое судей.
Значимое место в деятельности пленарного заседания Верховного Суда занимает обсуждение кандидатур на вакантные должности председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей областных судов, председателей судебных коллегий областных судов, по результатам которого осуществляется тщательный отбор кадров с учетом опыта, стажа работы, профессионализма, безупречной репутации. Каждый кандидат предстает перед пленарным заседанием на альтернативной основе. За 2014 год даны положительные заключения более двадцати кандидатам, были факты, когда кандидатуры не нашли своей поддержки судьями Верховного Суда.
Согласно статье 29 Конституционного Закона (кроме других требований) судей районного и областного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан, получивший положительный отзыв (заключение) пленарного заседания соответствующего областного суда, при несогласии с решением оно может быть обжаловано в пленарное заседание Верховного Суда.
Пленарное заседание ежегодно заслушивает информации председателей надзорных судебных коллегий, Судебного жюри и Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов, а также утверждает численный и персональный составы надзорных судебных коллегий Верховного Суда.
22 августа 2014 года на пленарном заседании Верховного Суда утверждена новая форма и описание судейской мантии.
На стадии обсуждения находится проект нормативного постановления Верховного Суда «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией» и перспективный план работы пленарного заседания на 2016-2017 годы.
В зале пленарного заседания установлены портативные компьютеры для каждого судьи, куда вкладываются все материалы предстоящего пленарного заседания.
В июне 2014 года состоялась поездка секретаря пленарного заседания в Верховный Суд Российской Федерации с целью изучения опыта работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Разработана новая коллективная форма взаимодействия между структурными подразделениями Департамента по работе над нормативными постановлениями.
В настоящее время готовится к выпуску сборник нормативных постановлений Верховного Суда.
В текущем году планируется провести стажировку сотрудников научно-исследовательского сектора и сектора по обеспечению деятельности пленарного заседания в Парламенте Республики Казахстан с целью изучения опыта их работы по подготовке законов.
Кроме того, планируется пересмотреть и утвердить состав научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Казахстан, разработать и принять положение о нем и создание электронной базы «Нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан».
Калидула Шаухаров, судья Верховного Суда РК