В Костанайской области местная полиция будет насчитывать более 1, 3 тыс. сотрудников. Об этом сообщил Председатель Комитета административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан Игорь Лепеха на встрече с акимами городов и районов. На встрече представитель МВД разъяснил статус, направление деятельности, порядок назначения руководителей и сотрудников местной полицейской службы. Здесь же акимы могли задать все интересующие их вопросы, сообщили в пресс-службе ДВД региона.
Прежде всего, председатель комитета остановился на характеристике системы МВД. Как было отмечено в докладе, более 90% всех преступлений сегодня раскрываются и расследуются полицейскими. Эта единственная структура, которая финансируется из двух бюджетов – местного и республиканского. Причем более 60% сотрудников содержатся за счет средств местного бюджета, в том числе и административная полиция, которая и составит с 1 января 2016 года местную полицию. Причем большинство вопросов, находящихся в ее компетенции, имеет местное значение и решаются зачастую конкретными местными исполнительными органами в рамках территории региона. Именно поэтому местная полиция, логично, должна быть подотчетной им и местному сообществу.
О создании модели местной полицейской службы.
- Международный опыт показал, что разновидностей таких моделей несколько. Как минимум, выделяют централизованную и децентрализованную модели. Последние характерны для государств с федеративным устройством, где в каждом субъекте своя муниципальная полиция. Есть и смешанные модели. Но у нас в стране, - отметил И. Лепеха, - нецелесообразно было бы создавать 16 автономных полицейских структур.
Над законопроектом «О местной полицейской службе», проанализировав все подходы, работала Национальная комиссия по модернизации, а концепция закона одобрена решением заседания Межведомственной комиссии по законопроектной деятельности. После огромной проделанной работы Закон был принят.
О том, как будет работать местная полиция.
В законе «О местной полиции» обозначены основные направления ее деятельности. Их несколько:
- Профилактика правонарушений
- Охрана общественного порядка
- Обеспечение безопасности дорожного движения
- Предупреждение и пресечение уголовных правонарушений
- Производство по делам об административных правонарушениях и досудебное расследование в протокольной форме по уголовным проступкам.
В Костанайской области в состав местной полиции вошли: участковые инспекторы полиции, подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе и школьные инспекторы полиции, подразделения природоохранной полиции, подразделения по защите женщин от насилия, приемники распределители и специальные приемники. Сюда же вошла вся дорожно-патрульная служба.
О том, что не изменилось.
Председатель комитета отметил, что местная полиция остается в единой централизованной системе МВД. Полномочия местной полиции, ее права и обязанности по-прежнему регламентируются действующим для все системы МВД законодательством с учетом внесенных в него поправок. Для местной полиции будут обязательны, как и для всей системы ОВД, приказы и инструкции, указания и решения коллегий МВД.
Сотрудники местной полиции будут иметь такой же правовой статус, как и все сотрудники МВД. За ними сохраняются все льготы и социальные гарантии. Их финансовое и материально-технической обеспечение осуществляется в прежнем режиме.
О том, что изменилось.
Акимы и маслихаты получили право осуществлять кадровую политику в органах внутренних дел. Назначение руководителя местной полиции осуществляется по представлению Министра акиматом области, с согласия маслихата. Для этого в МВД сформирован кадровый резерв с установлением квалификационных требований. Обязательным условие для формирования кадрового резерва является наличие высшего юридического или профессионального образования.
К примеру, кандидат на должность начальника местной полицейской службы должен иметь не менее 12 лет стажа в ОВД, 4 лет стажа на руководящих должностях, не менее 5 лет работы в административной полиции.
Кандидат на должность начальников местной полиции городских и районных начальников местной полиции должен иметь не менее 10 лет стажа в ОВД, из которых не менее трех лет на руководящих должностях, с опытом работы не менее 3 лет в административной полиции.
Начальники местной полиции городов и районов назначаются также акимом области по представлению начальника местной полиции с согласия районного или городского маслихата.
Начальники местной полиции и статусу будут приравнены к заместителю начальника ДВД области и заместителя начальника городских и районных отделов внутренних дел.
Согласно Закону Аким имеет право назначать руководителей местной полиции, ставить задачи по обеспечению охраны общественного порядка, координировать работы государственных органов по профилактике правонарушений.
В ближайшее время будет принято Положение о местной полицейской службе, в котором будут детально прописаны вопросы организации ее работы.
Об ожиданиях.
- Итоги работы местной полиции будут постоянно анализироваться с целью совершенствования законодательства. Станет более предметной и активной система профилактики правонарушений. Серьезный кадровый отбор повысит эффективность работы. Отчетность перед населением это механизм прозрачности работы и ведения конструктивного диалога.
Мнения:
Аким Алтынсаринского района Ахметов Батырбек Мыкансалыкович:
- Мы и прежде работали в тесном формате, но теперь все это выведено на новый уровень – законодательный. К работе в новом формате мы готовы и думаю, что уже в ближайшее время можно будет подвести первые итоги.
Начальник ДВД Костанайской области генерал-майор полиции Тлеген Маткенов:
- Акимы должны ознакомится с нормативными актами, регламентирующими деятельность нынешней административной полиции, для того чтобы знать, что требовать. Несомненно, в их компетенцию будет входить направляющая и координирующая роль. Сегодня уже проделана большая подготовительная работа в этом направлении. В ближайшее время будут подобраны кандидатуры на должности начальников местной полиции. Мы всегда работали в тесном сотрудничестве.