В ходе коммерческой деятельности у любого хозяйствующего субъекта, так или иначе, возникают спорные ситуации с контрагентами. Их можно решить через суд, а можно просто договориться без привлечения представителей судебной власти. Однако подобное урегулирование споров должно происходить по определенным правилам, которые предусмотрены казахстанским законодательством и деловой практикой.
Под термином «досудебный порядок урегулирования споров» принято понимать закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления от одной спорящей стороны другой, установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить конфликт без обращения в суд. Подобная форма разрешения противоречий возможна в различных хозяйственных и публично-правовых отношениях, поэтому нюансы процедуры досудебного урегулирования зависят от характера спора.
Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон, направленные на разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов.
Хозяйствующий субъект (юридическое лицо или гражданин - предприниматель), считающий, что его права нарушены ненадлежащими действиями другой стороны хозяйственной деятельности, обращается к нарушителю обязательств с требованием в установленный срок устранить нарушение. Получатель претензии рассматривает ее и, если находит доводы обоснованными, предпринимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений. Значение возможности претензионного порядка урегулирования споров заключается в том, что такой порядок ведет к более быстрому и взаимовыгодному разрешению возникших разногласий и споров.
С введением в действие закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур» претерпели изменения положения статьи 30 ГПК РК в части предъявления исков в специализированные межрайонные экономические суды с обязательным соблюдением истцом предусмотренного договором либо законодательством страны досудебного порядка урегулирования спора.
Ранее существовавшая норма обязательного досудебного урегулирования имущественных споров, сторонами в которых являются юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, была исключена из норм процессуального кодекса законом РК от 11.07.2001 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам судопроизводства». Это позволило лицам, чьи имущественные интересы и права оказались нарушенными, обращаться в суд с исковым заявлением сразу, как только им стало известно об этих нарушениях, не принимая мер (не соблюдая претензионного порядка) по досудебному урегулированию споров. Также утратило силу Постановление Кабинета Министров Республики № 111 от 15.02.1993 года «Об утверждении положения о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам».
Однако нормы ст.ст.154 и 249 ГПК, гласящие, что судья возвращает исковое заявление, а суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден установленный законодательством для данной категории дел обязательный порядок предварительного досудебного разрешения спора и возможность этого порядка не утрачена, были сохранены, в связи с чем на практике досудебное урегулирование споров действовало и применялось, поскольку этот порядок ни одним из нормативных актов не запрещён. Более того, ряд действующих законодательных актов в отдельных нормах прямо обязывает заинтересованные стороны предъявлять претензии.
В частности, ст.706 ГК имеет название «Претензии и иски по перевозкам грузов» и содержит требование, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательными актами. Речь идет о Законе РК «О железнодорожном транспорте», который содержит специальную главу 11 «Акты, претензии, иски». В п.1 ст.89 этой главы указано, что право предъявления к перевозчику претензий, вытекающих из договоров перевозки, имеет пассажир, отправитель (грузоотправитель) и получатель (грузополучатель), а в п.1 ст.90 предусмотрено, что претензии, вытекающие из договора перевозки, могут быть предъявлены к перевозчику в течение срока исковой давности, предусмотрены сроки предъявления претензий. При этом перевозчик имеет право рассмотреть предъявленную претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска претензионного срока. А в п.1 ст.93 этого же Закона четко указано, что иски к перевозчику, вытекающие из перевозок, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа от перевозчика на предъявленную претензию.
Также п. 2 ст.137 Водного Кодекса РК от 09.07.2003 года рассматриваемую ситуацию регламентирует так: «Водные споры между субъектами водных отношений разрешаются путем переговоров сторон, рассмотрением их в органах, созданных объединениями водопользователей, в местных исполнительных органах и уполномоченном органе в области использования и охраны водного фонда или в судах».
Применительно к рассматриваемому вопросу о досудебном порядке урегулирования спора необходимо сказать еще об одном случае, когда соблюдение такого порядка необходимо. Речь идет об изменении и расторжении договора. По общему правилу, предусмотренному ст.401 Гражданского Кодекса, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК, другими законодательными актами или договором.
Исключением из общего правила являются два случая, когда допускается изменение и расторжение договора по требованию одной из сторон по решению суда:
- при существенном нарушении договора другой стороной;
- в иных случаях, предусмотренных ГК, другими законодательными актами или договором.
Обязательным условием изменения или расторжения договора по решению суда является соблюдение специальной досудебной процедуры урегулирования спора непосредственно между сторонами по договору. Сущность процедуры досудебного урегулирования изложена в ст.402 ГК. Согласно указанной норме заинтересованная сторона до обращения в суд должна направить другой стороне предложение изменить или расторгнуть договор.
Иск может быть заявлен в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в 30-дневный срок, если иной срок не предусмотрен законом, договором или не содержался в предложении изменить или расторгнуть договор.
Кроме этого, при составлении различных договоров хозяйствующие субъекты могут предусмотреть в качестве первого шага разрешения споров по вопросу исполнения обязательств именно претензионный порядок. В таком случае для сторон договора досудебный порядок урегулирования спора по данному договору будет обязательным.
Следует учитывать и то, что по гражданскому законодательству физические и юридические лица свободны в заключении договора, и поэтому имеют законное право самим определять процедуру рассмотрения споров при исполнении заключенных ими хозяйственных договоров. Конкретное содержание этой процедуры излагается обычно в разделе «Порядок, применимое право и место рассмотрения споров».
Порядок претензионного урегулирования споров состоит в следующем: предполагаемый кредитор (будущий истец) направляет (предъявляет) предполагаемому должнику (будущему ответчику) требование (чаще всего оформляемое в виде претензии) об исполнении лежащей на нем материально-правовой обязанности и ждет ответа в срок, установленный законом или соглашением сторон. Предполагаемый должник вправе (а иногда и обязан) дать ответ на претензию в установленный срок. По истечении указанного срока и неисполнении обязательства должником указанный порядок считается соблюденным.
Законодатель в отдельных случаях предусмотрел правовые нормы для подготовки претензий по отдельным категориям споров. Например, для предъявления претензии по договору поставки, основания для которой обычно возникают в случае поставки некачественных или некомплектных товаров, а также задержки поставки, служат соответствующие нормы законодательства, которой предусмотрено, что претензия должна быть предъявлена в письменной форме и содержать конкретные и документально подтвержденные обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, а также ссылка на соответствующие нормативные акты, конкретные требования заявителя (о соразмерном уменьшении покупной цены, замены товара, отказа от исполнения договора и др.), сумму претензии и ее расчет, если претензия содержит денежные требования, предупреждение о том, что в случае неудовлетворения поставщиком претензии или неполучения ответа к указанному сроку получатель обратится с соответствующим исковым заявлением в суд, перечень прилагаемых документов.
При направлении претензии следует учитывать срок исковой давности, то есть максимальный срок, в течение которого такая претензия может быть предъявлена, а исковое требование удовлетворено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года, но для отдельных категорий он может быть сокращен или более длительным.
В соответствии с законодательством и обычаями делового оборота, организация, получившая претензию, обязана и в ряде случаев заинтересована (чтобы не навредить своему имиджу судебными тяжбами) удовлетворить обоснованные требования заявителя и письменно уведомить его о результатах рассмотрения претензии.
Если к претензии по каким-либо причинам не приложены документы, необходимые для ее объективного рассмотрения, то они запрашиваются у заявителя дополнительно с указанием срока их присылки (доставки). При неполучении затребованных документов к указанному сроку претензия рассматривается по имеющимся документам. В необходимых случаях стороны договора производят сверку взаиморасчетов, экспертизу поставленного товара и другие действия, обеспечивающие урегулирование спора в досудебном порядке.
В ответе на претензию должны быть указаны: при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке; при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии – мотивы отказа со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты и иные документы, обосновывающие отказ; перечень прилагаемых документов на претензию, а также других доказательств.
Отправка ответа на претензию производится в том же порядке, как и самой претензии.
Безусловно, заявителю желательно, чтобы предъявленная претензия была удовлетворена без судебного разбирательства. Однако очень важно получить и письменный ответ на неудовлетворенную предъявленную претензию, в котором бы поставщик признавал требование получателя товара законным. В этом случае получатель имеет возможность удовлетворить свое требование на основании судебного приказа.
Многие организации по-прежнему не придают особого значения претензионному (досудебному) порядку разрешения споров. Такое становится возможным во многом благодаря тому, что руководители либо не понимают значения досудебной переписки, либо считают ее необязательной. А между тем, в случае несоблюдения претензионного порядка, если таковой предусмотрен законом, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.
Судебный порядок защиты прав в условиях пошатнувшихся хозяйственных отношений, спада потребительского спроса из-за неплатежеспособности большинства участников гражданского оборота, затоваривания складов не всегда может оказаться действенным и эффективным, так как может окончательно подорвать ранее сложившиеся партнерские связи и деловую репутацию спорящих сторон. В данных условиях особую актуальность приобретает досудебный порядок урегулирования споров, дающий сторонам дополнительную возможность, не нарушая сложившиеся отношения, путем взаимных уступок находить компромиссные решения конфликтных ситуаций.
Претензионный порядок урегулирования споров, как правило, добровольное дело сторон. Они могут соблюдать его, а могут и не соблюдать. Лишь в исключительных случаях, установленных законом, написание досудебной претензии является обязательным условием обращения в суд. Во всех остальных случаях стороны могут действовать, что называется, напрямую: безо всяких предупреждений отправлять иск. Своевременность принятия мер претензионного характера является важным элементом финансово-хозяйственной деятельности для любой организации.
Не менее существенным является и составление мотивированного ответа, поскольку он либо заранее предотвратит длительные разбирательства в суде, либо станет плюсом в пользу отвечающего на претензию на этом этапе.
В итоге можно сказать, что не рекомендуется пренебрегать возможностью урегулировать разногласия миром, ведь подача искового заявления дело мало того, что хлопотное, так еще и весьма затратное. А ведь нередко грамотно составленная досудебная претензия способна убедить даже самого злостного нарушителя исполнить свои обязательства. Следовательно, досудебная претензия может сэкономить немало денежных средств.
Таким образом, досудебное урегулирование хозяйственных споров между юридическими лицами и иными субъектами частного предпринимательства имеет все основания для его максимального использования в предпринимательской деятельности и в ряде случаев помогает избежать ненужных судебных расходов и траты времени.
Нейля Сейдахметова, судья специализированного межрайонного экономического суда Западно-Казахстанской области