С 1 января 2016 года в Казахстане заработают новые общественные советы, которые будут созданы по недавно принятому закону «Об общественных советах» в рамках 100 шагов Плана нации. Об этом сообщили депутаты Мажилиса на семинаре «Современные стратегии эффективного государственного управления – доступ к информации, подотчетность и публичность», в котором приняли участие руководители государственных органов Алматы, представители НПО и аким города Бауыржан Байбек, передает Zakon.kz.
Как отметил депутат Мажилиса Куаныш Султанов, закон об общественных советах имеет общенародное значение, а сами советы будут существенно отличаться от ныне существующих.
«Общественные советы должны как медиаторы оказать содействие в формировании, воспитании сознания, ответственности любого гражданина и тех, кто непосредственно ее несет. У меня просьба – каждый из нас должен помочь, чтобы заработал этот закон» - сказал К.Султанов, обращаясь к представителем госорганов Алматы.
В свою очередь руководитель рабочей группы Мажилиса по проекту закона об общественных советах Нурлан Абдиров подробно рассказал, как они будут работать.
«В Алматы 19 разных советов и комиссий, в Астане 7 советов, есть общественные советы при Генеральной прокуратуре, при Агентстве госслужбы, при МВД, есть советы при ДВД областей, прокуратурах регионов. Эти советы решают какие-то конкретные задачи, но никто из них не решает стратегических вопросов, например, по развитию города, - пояснил Н.Абдиров . - В их работу вовлекается население, которое участвует в решении городских проблем. Чтобы услышать мнение населения, и чтобы оно взяло на себя ответственность за это решение. Но дело в том, что они не знают многих нюансов, у них нет доступа к информации, и в результате получается – власть плохая. Сегодня не придумано ничего другого, как раскрыть информацию и пригласить за стол всех тех, кого это касается, и постараться выработать общую позицию и начать ее реализовывать».
По его словам, деятельность новых советов строится на пяти принципах: работа на общественных началах, автономность, каждый такой совет не подчинен другому совету, самостоятельность – никто не может руководить извне деятельностью этого совета. У совета будет председатель, президиум, если понадобится, другие структуры, он будет публичным и открытым.
«Предусмотрена периодическая ротация членов, каждый совет существует три года, каждые три года открывается новый совет, чтобы люди не засиживались. Чтобы не было несменяемых лиц, но если люди хорошо работают, то граждане могут снова их выбрать, они могут зайти в советы неограниченное количество раз, но каждый раз – как в первый раз, - рассказал депутат.
При этом он отметил, что нет ограничений по возрасту, предусматривается, что в общественном совете будут представлены все возрастные группы, начиная с 18 лет. Цель создания советов– выражение общества по общественно значимым вопросам, обсуждение проектов бюджетных программ, проектов нормативно-правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Руководители государственных органов будут отчитываться о проделанной работе на этих советах и рассказывать о планах развития своей отрасли, участка работы и т.д.
«Отчет руководителей госорганов, опыт у нас уже есть в этом плане, но это будут несколько иные отчеты. В чем их фишка? Во-первых, любой желающий сможет туда прийти, во-вторых, они будут транслироваться в интернете, телевидении и прочее, но самое главное, предусмотрена обратная связь. Затем выступает глава маслихата и третьим – председатель общественного совета. И если председатель общественного совета будет выступать как-то не так, общественный совет всегда имеет возможность его сменить», - отметил Н.Абдиров.
Согласно закону, председателем общественного совета может быть известный общественный деятель, не находящийся на государственной службе.
«Если он не известный общественный деятель – как он сможет разговаривать с представителями государственных органов, если опыта нет, если его никто не знает? Да, он может быть хороший ученый, блогер, но их никто не знает и не видит. Это должен быть известный человек, которому доверяют», - пояснил депутат.
Одним из важных полномочий совета будет обсуждение планов развития территорий, госорганов. Между тем ныне действующим общественным советом придется потесниться, кому-то отказаться от старого названия, а кому-то и вовсе закрыться.
«Новый закон не касается деятельности нынешних советов, на них не распространяется, и они не будут иметь записанных в законе полномочий. Все те советы, которые имеют в своем названии слово «общественный» - должны будут поменять свое название. Мы думаем, что новые советы внесут свою лепту в развитие транспарентного государства, развить гражданское общество, что они станут школой развития государственных служащих. Они будут учиться работать в этих советах», - сказал депутат.
По его словам, теперь не будет советов при структурах и ведомствах. К примеру, в Алматы это будет один Общественный совет города. «В некоторых государственных органах теперь советы создаваться не будут – при Администрации президента, при канцелярии премьер-министра, при Счетном комитете, при генпрокуратуре, при Минобороны. Но там будут советы и комиссии с представителями общественности, какие сейчас уже существуют. При МВД, допустим, будет общественный совет, но с 1 января мы закрываем все советы при департаментах внутренних дел в регионах. Там будут просто советы с участием общественности», - разъяснил мажилисмен.
По его словам, начальник ДВД должен будет войти в территориальный общественный совет, а все стратегические вопросы развития отрасли будут решаться в центральном исполнительном органе. Председатели общественных советов районов имеют право войти в состав общественного совета города, чтобы отстаивать интересы районов.
Как предусматривает закон, в общественных советах не должно быть представителей предпринимательских структур во избежания лоббирования своих интересов.
«От каждой общественной организации в совет может войти только один представитель. А граждане могут себя предлагать путем самовыдвижения. Будет специальный отбор. Одну треть совета должны составлять представители НПО, одну треть – представители госорганов и еще одну треть – граждане», - подчеркнул Н.Абдиров.
При этом не предусматривается, что общественный совет будет в каждом населенном пункте. «Они будут там, где есть маслихаты. В остальных населенных пунктах функции общественного совета будут выполнять собрания местного сообщества, избираемых сходом. Не будет какого-то республиканского общественного совета. Он не подменит собой маслихаты, их решения обязательны для исполнения, но они станут хорошим подспорьем для маслихатов», - считает мажилисмен.
По его словам, госорганы должны будут рекрутировать для работы в советах самых компетентных своих сотрудников, и в него должны войти первые руководители госорганов. «Они как обладатели информации должны там быть, чтобы правильно сориентировать людей. Например, куда стоит направить деньги – на строительство дороги или водопровода. Денег, как известно, на все не хватает», - пояснил он.
Решения общественных советов будут носить рекомендательный характер, но они обязательны для рассмотрения государственными органами. «Для того, чтобы не было отписок, в законе придумана норма – госорганы по решениям советов дают мотивированные ответы. И потом эти решения будут приниматься с участием самих представителей госорганов», - сказал Н.Абдиров.
Кроме того, в законе прописаны четыре специальных инструмента общественного контроля : общественная экспертиза, общественный мониторинг, общественные слушания и отчет государственного органа.
«Этот закон создает площадку не для какой-то борьбы, противодействия, а для поиска консенсуса, для дружной работы, чтобы люди собрались и услышали друг друга и приняли единственно правильное решение», - резюмировал руководитель рабочей группы.
С ним был солидарен аким Алматы Бауыржан Байбек, отметивший, что закон об общественных советах – один из ключевых законов, которые создают условия для эффективного и открытого взаимодействия.
«За короткое время по заданию Главы государства в рамках пяти институциональных реформ 100 шагов нации было разработано 80 законопроектов, 59 из них уже подписаны и начнут работать с 1 января 2016 года. Мы вступаем в новое правовое поле. За полгода депутаты провели титанический труд, - сказал аким Алматы.
При этом он отметил, что Алматы - город неправительственных организаций и важно задействовать их в развитии мегаполиса.
«Мы видим перспективу развития нашего города так, чтобы каждый горожанин понимал цели и приоритеты в развитии города, чтобы он понимал, что мы должны сделать и как мы должны сделать. Международный опыт показывает, что успешные мегаполисы те, где есть три фактора в рациональном развитии - потребности человека, экология, экономика», - заключил Б.Байбек.
По мнению национального координатора по политическим вопросам Офиса программ ОБСЕ в Астане Марины Дубовицкой, формирование общественных советов очень важно для налаживания постоянного и конструктивного диалога между властными институтами и гражданским обществом.
«Мы верим, что в долгосрочном плане реализация этих законов будет способствовать повышению деятельности эффективности госорганов, улучшению безопасности страны, окружающей среды, здоровья населения, внутриполитического, экономического климата, что в целом ведет к укреплению демократии и эффективного государственного управления», - сказала она.
Лариса Черненко