В среднем житель крупного города ежегодно от двух до восьми суток проводит в пробках

Действительно, в последние годы во всем мире автомобильные заторы стали очень серьезной социальной, экологической и экономической проблемой.
В среднем каждый житель крупного города ежегодно от двух до восьми суток проводит в пробках, сжигая при этом 100 и более литров бензина. Действительно, в последние годы во всем мире автомобильные заторы стали очень серьезной социальной, экологической и экономической проблемой. Впрочем, в Европе с дорожными проблемами реально стараются бороться, а не ждут, когда пробки рассосутся сами собой. Итак, несколько лучших идей на заметку нашим чиновникам, пишет Экспресс К.

Общественный транспорт

Не секрет, что многие наши граждане покупают машины только для того, чтобы не сталкиваться с прелестями отечественного общественного транспорта. Описывать, что там творится в часы пик, думаю, нет необходимости – кто-то испытывает это на собственной шкуре, кто-то может полюбоваться на это из окна своего личного автомобиля. Между тем две машины, перевозящие по одному человеку, занимают столько же места, сколько и автобус с десятками людей. В Европе это прекрасно понимают. И первым делом здесь приступили к созданию удобной системы общественного транспорта. Снующие туда-сюда с 5.00 до 23.00 полупустые автобусы, троллейбусы, трамваи и метро позволяют с легкостью добраться в любую точку города. В таких условиях люди добровольно отказываются от использования личного автомобиля, потому что ездить на общественном транспорте дешевле, проще и спокойней – не надо нервничать за рулем, искать и платить за парковку.

Управление потоками

Еще одно новшество, используемое во многих странах Европы и США, отслеживание и управление городским траффиком. Посредством видеокамер сотрудники специальных транспортных центров контролируют ситуацию на дорогах и в случае заторов могут оптимизировать ее при помощи светофоров. На помощь могут прийти и полицейские, которые перенаправляют транспортный поток на менее загруженные участки. Дороги, где нет камер, можно отслеживать по мобильным телефонам. Если на каком-то участке фиксируется всплеск звонков с мобильников, значит, там пробка и требуется помощь. Также в ряде стран активно используются реверсивные полосы, когда одна или две полосы посредине дороги утром используются машинами, едущими в центр, а вечером там едут автомобили в сторону спальных районов.

Во сколько утром на работу?

В Германии для борьбы с пробками активно используется разное начало рабочего дня. Если раньше вся страна ездила на работу к 8 утра и возвращалась в 17.00, то теперь люди в компаниях и учреждениях посещают рабочее место в разное время. Каждый может выбрать себе три варианта отсчета 8-часового рабочего дня: с семи, восьми или девяти часов утра. Таким образом, добираться на работу и обратно стало гораздо проще и быстрее.

Электронные бумажки и работа дома

Еще один способ снизить загруженность улиц – оптимизировать оборот документов. Вы только представьте, сколько по улицам Астаны и Алматы катается коптящих автомобилей, которые перевозят акты сверок, счета-фактуры, договоры и кипы прочих бумажек. Просто даже как-то несолидно для XXI века. Этот момент в Европе уже давно заметили и активно продвигают электронный документооборот в массы.

Мало того, в последнее время европейские и американские компании стали позитивно смотреть на то, что сотрудники работают дома, благо современные коммуникации позволяют это делать. В этой ситуации вообще сплошные плюсы – работник не тратит время на дорогу, а компания экономит офисное пространство.

Без понтов, но с велосипедами

На европейских улицах редко можно увидеть джипы. Для поездок по городу люди выбирают небольшие малолитражки. Конечно, и там люди не прочь продемонстрировать свой статус, но парковать «Хаммер» в центре Берлина или Парижа весьма затруднительно.

Еще горожане активно пересаживаются на велосипеды. Если человек живет не очень далеко от работы, ему проще ездить туда на этом виде транспорта. Конечно, с казахстанским климатом зимой далеко на велосипеде не уедешь, зато в теплое время года двухколесный конь вообще незаменимая вещь: бензина не требует, не коптит и поддерживает хозяина в спортивной форме.

А теперь ударим рублем!

Впрочем, все понимают, что бороться с пробками только пряниками не совсем эффективно. Чтобы человек оценил прелести автобуса или велосипеда, нужен еще и стимул в виде хорошего финансового «кнута».

Во-первых, в Европе очень дорогой бензин: от 1 до 3 евро за литр. Даже для богатых немцев, французов и жителей скандинавских стран такие цены бьют по карману. Во-вторых, в центрах многих европейских городов платная парковка. Если ставить машину пять дней в неделю, набегает солидная сумма. В-третьих, в городах работают только официальные таксомоторные компании. Просто так кататься по городу и «бомбить» не получится. Это чревато большим штрафом, да никто в такое такси и не сядет. Сведя дебет и кредит, человек действительно подумает: а нужно ли мне ездить на работу на машине или я сэкономлю солидные деньги? Тем более что без машины здесь тоже очень комфортно.

В целом, если постепенно начать внедрять подобные меры в Казахстане параллельно со строительством новых дорог и развязок, то наверняка эффект не заставит себя долго ждать.

Виктор САПОЖНИКОВ
Фото: idrive.kz
Актау Актобе Алматы Германия Казахстан Кызылорда Нур-Султан Париж Семей
Следите за новостями zakon.kz в: