На XVI съезде партии «Нур Отан» 11 марта текущего года Глава государства определил пять ключевых институциональных реформ по укреплению казахстанской государственности.
В их числе – формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата; обеспечение верховенства закона; индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации; нация единого будущего; а также транспарентное и подотчетное государство.
Для реализации данных реформ Указом Главы государства создана Национальная комиссия по модернизации, в составе которой пять рабочих групп, состоящих из отечественных и международных экспертов.
Институциональные реформы направлены на достижение главной цели - вхождение в число 30-ти самых развитых государств мира к 2050 году.
Планом Нации «100 конкретных шагов» планируется реализация Шага 97 - расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и местного самоуправления.
Передача несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Правительство станет компактным за счет сокращения несвойственных государству и избыточных функций.
Целью данного Шага является расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений и совершенствование системы государственного управления путем передачи государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.
Одной из основных задач данного Шага является установление качественного системного подхода и критериев передачи госфункций.
В 2013 - 2014 гг. в конкурентную среду были переданы функции по техническому осмотру автомобилей, в Национальную палату предпринимателей РК по организации и проведению конкурса на соискание премии Президента Казахстана «Алтын сапа» и конкурса – выставки «Лучший товар Казахстана», а также функция по содействию организации импорта и экспорта прав на использование произведений.
В ходе изучения международного опыта, был рассмотрен опыт США, где по передаче государственных функций принят закон об инвентаризации функций федеральных органов власти США. Данным законом:
- ежегодно определяются функции, не являющиеся однозначно государственными, которые могут быть реализованы частными компаниями;
- федеральные ведомства ежегодно представляют в Административно-бюджетное управление Белого дома перечень передаваемых на аутсорсинг видов коммерческой деятельности. При этом не требуется проведение сравнительного анализа затрат;
- перечень направляется в Конгресс для утверждения и становится доступным для населения;
- в течение 30 календарных дней заинтересованная сторона может подать запрос для осуществления функции, указанной в перечне.
В связи с чем администрация Белого Дома ежегодно по предложениям федеральных ведомств формирует перечень функций, возможных к передаче в конкурентную среду через аутсорсинг.
В Германии, Великобритании, Франции государственные функции передаются саморегулируемым организациям, объединяющим субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, при наличии внутренних правил, стандартов, контроля и коллективной имущественной ответственности.
С учетом вышеуказанного международного опыта рабочей группой по формированию подотчетного государства в Мажилисе Парламента РК были определены подходы по передаче государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям, которые одобрены на заседании Национальной Комиссии по модернизации.
В целях координации работы различных ведомств предложено создать Постоянно Действующую Комиссию с включением в её состав депутатов Парламента, руководства центральных исполнительных органов, представителей Общественных советов, НПП «Атамекен», ОЮЛ «Гражданский Альянс Казахстана» и других неправительственных организаций для:
- определения перечня функций, передаваемых в конкурентную среду по каждому госоргану;
- выбора формы передачи функций (госзаказ, аутсорсинг, за счет средств услугополучателей, саморегулирование);
- анализа готовности конкурентной среды к осуществлению передаваемых госфункций с учетом регламентов, критериев цены и качества;
- рассмотрения разработанных госорганами регламентов передачи госфункций;
- выработки системы мониторинга и контроля за переданными функциями.
Вместе с тем Министерство национальной экономики Республики Казахстан в 2016 году планирует внедрить Методику функционального анализа госорганов, которая также позволит определить перечень госфункций для передачи в конкурентную среду.
Данная Методика будет направлена на систематический пересмотр компетенции государственных органов путем ликвидации невостребованных функций, разграничения дублирующих функций, закрепления новых функций через призму стратегических целей и конечных результатов, а также передачи несвойственных функций в негосударственный сектор путем формирования оптимального объема функций в каждом конкретном государственном органе для установления роли государства и конкурентной среды как в отдельных сферах (отраслях), так и на разных уровнях административно-территориального деления.
Также, в реализацию 97 Шага планируется стимулировать развитие саморегулируемых организаций и заинтересованность конкурентной среды в осуществлении госфункций путем проведения регулярных отраслевых слушаний с участием заинтересованных общественных и коммерческих организаций и организации соответствующих учебных курсов.
В ноябре были приняты законы «О саморегулировании» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования», которые вводятся в действие в 2016 году.
Законом внедрен новый институт регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.
Саморегулирование определяется как комплекс мер, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, основанной на добровольном или обязательном членстве в саморегулируемой организации.
Сегодня отдельные элементы саморегулирования присутствуют в действующей практике объединений аудиторов, оценщиков, нотариусов и других. На примере данных объединений можно убедиться в разновидности саморегулирования в зависимости от сферы деятельности, наличия особенных элементов корпоративного управления в каждом из них.
Закон «О саморегулировании» позволит внедрить эффективную форму контроля и исключить негативные аспекты государственного регулирования.
Кроме того, в рамках расширения участия граждан в процессе принятия решений через развитие местного самоуправления принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения самостоятельного бюджета местного самоуправления» от 2 ноября 2015 года.
Так, с 2018 года он предусматривает на уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления. В областных центрах и городах республиканского значения будут работать механизмы участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов.
Таким образом, реализация вышеуказанных мер позволит расширить участие граждан в процессе принятия решений, сократить государственные функции, развить саморегулирование и местное самоуправление, снизить расходы государства и сделать Правительство компактным.
Динара Жубанова, и.о. Директора Департамента развития системы государственного управления МНЭ РК