«К этому вопросу надо подходить с позиции того, что, во-первых, празднование Нового года – это не религиозный праздник. В Казахстане никто, в том числе и сами религиозные объединения, не празднует Новый год как религиозный праздник и никому в этот день не поклоняется. Он к религии не имеет отношения – это не Рождество. Рождество празднуется отдельно и имеет другие даты. А это – праздник, который носит больше семейный или народный характер. По сути, люди празднуют окончание календарного года, и нет смысла связывать это их решение с какими-либо религиозными взглядами. Он отмечается в большинстве стран мира вне зависимости от веры, конфессий, национальностей. Если праздник приносит радость детям и благодаря ему сформировались прекрасные семейные традиции, в том числе уделять внимание и говорить близким людям добрые пожелания, дарить подарки, приглашать и ходить друг к другу в гости, если в рамках этого праздника люди занимаются благотворительностью и другими благими делами, то почему не праздновать его?» – высказывает он свое мнение.
Глава комитета по делам религий считает, что позиция представителей деструктивных течений основана на неприятии всех праздников, которые, по понятиям радикалов, чужды для их общности.
«Это только один из показателей нетерпимости радикалов ко всем неисламским праздникам, нетерпимости к светским мероприятиям и торжествам других религий. Деструктивные течения критикуют все вплоть до празднования Наурыза, несмотря на то, что он имеет далекие традиционные корни, это праздник пробуждения природы. Можно отдельно отметить, что радикальные течения исламского направления даже против празднования Дня рождения Пророка – праздника Мәуліт. Даже в этом проявляется, насколько они нетерпимы к мероприятиям, которые идеологически отличаются от идеи деструктивных течений», – поясняет он.
Галым Шойкин отмечает, что Казахстан – это, в первую очередь, светское государство.
«У нашей страны есть своя история, в том числе история развития ислама в Казахстане, которая вобрала в себя и традиционные ценности казахов. Эти традиции и есть наша казахская национальная идентичность. Мы сохраняем свою самобытную культуру, язык, традиции, формируем собственное историческое сознание. Это нас спасает в условиях глобализации, не дает проникающей массовой культуре разрушить наш духовный фундамент, формирует определенный иммунитет от деструктивных течений различного характера. И нападки со стороны радикалов как раз направлены на то, чтобы лишить нас этого иммунитета. И совершить подмену наших традиционных культурных ценностей чужой культурой», – подчеркнул он.
Председатель комитета по делам религий призывает казахстанцев не поддаваться на подобные попытки насаждения нам чуждой для нас культуры.
«Такие вот деструктивные течения под видом религии на самом деле насаждают чужую культуру. А это и ценности, и традиции, и наше историческое самосознание. Если мы все это потеряем, то мы потеряем свою этноконфессиональную и культурную целостность, даже может быть независимость. Поэтому допускать этого ни в коем случае нельзя», – отметил Галым Шойкин.
В конечном итоге, праздновать или не праздновать Новый год – это личное дело каждого гражданина, но насаждать нам свое отношение к традиционному празднику никто не имеет права.
Айнур Коскина
Фото: total.kz