Председатель Ассоциации таксомоторного бизнеса и акционер «Эко Taxi» Максим Сарсенов в эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал о проблемах, которые сегодня переживает рынок таксомоторного бизнеса Казахстана, и тех, кто эти самые проблемы искусственно создает.
- Максим, вопрос о кризисе, реакции того или иного сегмента на августовскую девальвацию уже стал традиционным в СМИ. Не будем оригинальничать и мы. Что происходит сегодня на рынке такси?
- У всех таксомоторных парков увеличились затраты ровно в два раза на запчасти, потому как запчасти все импортные. Нужно понимать, что, когда мы говорим о казахстанском производстве, мы ведем речь о сварке, о покраске, о сборке, но запчасти мы не производим. И на сегодняшний день мы столкнулись с большими проблемами, когда дилеры автозапчастей за счет того, что плавающий курс, хеджируются соответственно. То есть, если условно курс у нас сегодня 350 тенге, они обозначают примерный коридор до 10%, другими словами, рассчитывают на курс в 370 тенге. Подсчитать несложно: если у нас был курс 185 тенге, то в настоящее время запчасти подорожали ровно в два раза. Если бампер стоил 30 тысяч тенге, сейчас уже 60 тысяч тенге. И так по многим другим составляющим - колодки, диски сцепления, резина и так далее - здесь все то же самое, наблюдаем повсеместный рост на содержание машины. Также хочу добавить, что цены поднялись и на автомобили. Соответственно, обновлять автопарк будет гораздо тяжелее.
- Значит ли это, что потребителям стоит ожидать всплеска цен на услуги такси?
- Мы вынуждены сейчас не повышать ощутимо стоимость. Максимум мы рассчитываем поднять тарифы на 10-15%, скорее всего, на 10%. То есть вы понимаете, да? Притом что мы говорим о росте расходов на содержание машины в два раза, цена на услуги вырастет не более чем на 10-15%. И у нас есть понимание, как мы это сделаем. Как-никак кризис учит жить и работать. Также мы четко понимаем, что рынок не сможет адаптироваться, нет такой покупательской способности, чтобы выдержать сильное подорожание. Мы уже сейчас видим, что спрос падает. Будем внедрять более оперативный менеджмент, будем больше работать, активизировать новые бизнес-процессы, в общем, уходить во внутреннюю структуру и грамотно как-то выводить, чтобы эффективность была больше на 50-70% как минимум. К ним прибавим 15% от роста тарифов, ну и так далее.
- Вы подметили, что спрос упал, а в процентном соотношении насколько сильно?
- Мы наблюдаем откат в размере 15-20%. Еще хочу назвать такую цифру в разрезе легальных и нелегальных извозчиков. Так вот, доля нелегальных извозчиков в Алматы составляет порядка 91-92%.
- Максим, а мы можем говорить с вами о работе «Эко Taxi»?
- Конечно, как один из акционеров «Эко Taxi» я могу дать определенные комментарии.
- Здесь интересен ваш комментарий к посту, который на своей странице в Facebook разместил Санжар Бокаев. Он рассказал о том, что при выходе из столичного аэропорта наблюдал монополию «Эко Taxi», что заставило его принципиально не пользоваться услугами данной службы.
- Никакой монополии в аэропорту Астаны нет. Более того, я скажу, что в Казахстане самая большая в мире конкуренция в сфере такси. Каждый десятый – конкурент для нас. Все могут заниматься нелегальным извозом. Стоит поднять только руку, как в погоне за тем, чтобы выторговать у потенциального клиента 100 тенге, нелегальный извозчик создает стометровую пробку на дороге, нарушая при этом правила дорожного движения. Не говоря уже о тех конкурентах, которые едут из разных концов страны в наш город, чтобы 10-15 дней жить в машине и заниматься нелегальным извозом на своем собственном авто с номерами соседних регионов. А потом весь Facebook постит фотографии с Шымбулака нашего загазованного города и делится впечатлениями о проведенных в пробке часах. Я так понял, это и есть цена за создание конкуренции и ценового демпинга со стороны нелегальных извозчиков, о которых пишет в своих постах Санжар Бокаев. Также хочу добавить, что в прошлом году мы проиграли тендер в аэропорту Астаны и стояли на второй линии, но провели работу над ошибками, докупили автопарк и организовали несколько инватакси. В абсолютно честной конкуренции мы выиграли этот тендер в нынешнем году.
- А сколько у вас автомобилей в парке и планируете ли вы сокращать их количество?
- По «Эко Taxi» у нас сегодня в общем 550 автомобилей в Алматы и Астане. По поводу сокращений глава государства четко сказал: не допустить сокращения рабочих мест. И мы, как социально ответственный бизнес, будем стремиться выполнить это поручение. Мы четко понимаем, что ни один пост, ни одна провокация не размоет наше сознание и не пустит нас по пути наименьшего сопротивления. Мы понимаем и знаем, что мы делаем. У нас есть четкий стратегический интерес, и, поверьте, в долгосрочной перспективе мы добьемся своего. Этот бизнес будет таким же, как и везде.
- Максим, давайте продолжим тему безопасности. Какие требования у вас к водителям при трудоустройстве?
- Справка о несудимости, запрос в прокуратуру мы отправляем, тест на вождение, также безаварийное вождение в последние четыре года, полный пакет медсправок - 086, справка из СПИД-центра и так далее, копии военного билета, копии всех приписных свидетельств. Мы всегда рассчитываем на то, что, если что-то произойдет, мы должны знать, кто этот человек, насколько он адекватен, находился ли он под следствием. Это большая ответственность на самом деле. Конечно, у нас бывали разные случаи. За всем не уследишь. Но мы стараемся. И потом, даже в госструктурах, силовых, военных структурах случаются форс-мажоры. Я думаю, мы сделаем все возможное, чтобы минимизировать самые мелкие риски, но исключить их невозможно, потому что мы работаем с людьми.
Полную версию интервью читайте на сайте www.kapital.kz
Фото: kapital.kz