Введение с 1 января 2016 года новых ставок за первичную государственную регистрацию автомобильной техники имеет ряд недочетов и юридических коллизий, что несет серьезный отрицательный эффект для ведения МСБ, отмечают казахстанские предприниматели, сообщает Zakon.kz.
В частности, по жалобам многих бизнесменов, вступившая в силу законодательная поправка в Налоговый кодекс фактически "ставит крест" на планах по обновлению автопарка рядовых представителей МСБ. Тогда как поддержка МСБ является одной из приоритетных задач государства.
Конкретную критику вызывают новые ставки сбора за регистрацию коммерческой техники, в том числе легкого класса, которую, прежде всего, в своей работе традиционно используют мелкие индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства.
Так, новые ставки сбора за регистрацию транспортных средств этой категории в возрасте от года до трех лет составляет 240 МРП, от 3 до 5 лет – 500 МРП, а старше 5 лет – 2500 МРП. В результате сложилась ситуация, когда к примеру, годовалый Range Rover стоимостью свыше 100 000 долларов обойдется его владельцу в 50 МРП, или 106 050 тенге. Тогда как, покупка представителю крестьянского хозяйства скромного "УАЗика-буханки" за 7 000 долларов, на которой он планирует возить свои овощи на рынок для продажи, будет составлять 240 МРП, или 509 040 тенге.
"Все громкие заявления о диверсификации экономики, подъеме села, росте доли МСБ в ВВП и необходимости ухода от нефтяной зависимости разбиваются вдребезги о подобные законодательные новации. Вероятно, это какая-то нелепая ошибка, закравшаяся в законопроект и оставшаяся незамеченной на всем протяжении законотворческого процесса", - сказал Zakon.kz владелец алматинской клининговой компании, оперирующей небольшим парком микроавтобусов.
"И все это происходит на фоне мощнейшей девальвации тенге и введения утилизационного сбора на автомашины, который еще больше увеличит расходы при обновлении автопарка", - сокрушается бизнесмен.
Другим моментом, вызывающим сильное недовольство является неточности формулировки законодательства, которая порождают юридическую коллизию. Так, согласно вступившему в силу закону, минимальный сбор (0,25 МРП) уплачивается за автомашины в возрасте до одного года, включая год выпуска. Следующая по размеру ставка (25, 50 или 240 МРП) полагается к уплате за автомашины в возрасте от одного года до трех лет, включая год выпуска.
Таким образом, из-за наличия в тексте закона фразы "включая год выпуска" буквальная трактовка документа приводит к тому, что автомашины, выпущенные, например, лишь 25 декабря 2015 года, сегодня облагаются повышенной ставкой при госрегистрации, так как считается, что им пошел второй год жизни, а не второй месяц. А машина, выпущенная лишь неделей позже, например, в январе 2016 года и сразу же поставленная на учет, будет считаться новее на целый год. Некоторые автовладельцы уже успели на своем кармане почувствовать несовершенство законодательства.
"Люди добрые, не покупайте машины, которые 2015 года, подождите 2016. Тогда вы заплатите копейки за регистрацию, а не 240 МРП. А с машинами 2015 года пусть продавцы с правительством сами разбираются (…). Если не договорятся с правительством о снижении, пусть шильдики перебивают, бумаги подделывают. Главное вы не переплачивайте!", - написал в своем аккаунте в Facebook житель Усть-Каменогорска Ринат Халиков. Однако при этом автор комментария не упомянул, что за автомобили 2016 года надо будет заплатить утилизационный сбор в таком же размере.
Собственно, задачей для поправок в Налоговый кодекс ставилась цель оградить Казахстан от потока старых автомобилей, хлынувшего на отечественный рынок из-за рубежа. Однако в предпринимательской среде вызывают вопросы ситуация при которой наблюдается, по их мнению, дискриминация потенциальных покупателей коммерческой техники в сравнении с владельцами легковых автомобилей.
Также отмечается, что радикальное повышение ставок на коммерческий транспорт может стать дополнительной финансовой нагрузкой для МСБ, что при текущем кризисе может губительно сказаться на казахстанских компаниях.
Более того, вызывают вопросы у казахстанских предпринимателей коллизии вокруг даты выпуска автомашин наносит удар по продажам новых автомобилей, в частности, казахстанского производства, что может негативно сказаться на всей зарождающейся автомобильной промышленности Казахстана.
Таким образом, ставится вопрос о необходимости срочного дополнительного обсуждения и изменения новых ставок за первичную государственную регистрацию автомобильной техники.
Фото с сайта gorod55.ru