Правительство Казахстана своим постановлением № 1174 от 31 декабря 2015 года внесло изменения в постановление от 9 августа 2011 года № 920 «Об утверждении Правил продажи объектов приватизации», сообщает Zakon.kz.
Согласно приказу правила продажи объектов приватизации изложены в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Правила продажи объектов приватизации
1. Общие положения
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) текущая цена - цена объекта приватизации, складывающаяся в ходе торгов на аукционе;
2) начальная цена - цена, определяемая на основании рыночной стоимости объекта приватизации, устанавливаемая комиссией по вопросам приватизации объектов государственной собственности;
3) аукцион - форма торгов, при которой участники заявляют свои предложения публично, проводимых с использованием веб-портала реестра в электронном формате;
4) аукционный зал - раздел веб-портала реестра, обеспечивающий возможность ввода, хранения и обработки информации, необходимой для проведения аукциона;
5) аукционный номер - номер, присваиваемый участнику для участия на аукционе при наличии электронной цифровой подписи, выданной национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан;
6) стартовая цена - цена, с которой начинаются торги по каждому объекту приватизации;
7) конкурс путем двухэтапных процедур - форма торгов, при которой победитель конкурса определяется продавцом с участием независимых консультантов путем проведения поэтапных переговоров;
8) минимальная цена - цена, ниже которой объект приватизации не может быть продан;
9) закрытый тендер - тендер, на котором принимает участие ограниченный круг участников;
10) объект приватизации - предприятие как имущественный комплекс; производственные и непроизводственные подразделения и структурные единицы предприятия как имущественного комплекса, приватизация которых не нарушает замкнутый технологический цикл; имущество государственных юридических лиц; акции акционерных обществ; доли участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью; производные ценные бумаги, удостоверяющие права на акции акционерных обществ, принадлежащие государству;
11) рыночная стоимость объекта приватизации - расчетная денежная сумма, по которой объект приватизации может быть отчужден на основании сделки в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют, располагая всей доступной информацией об объекте оценки, расчетливо и без принуждения;
12) победитель - участник аукциона, тендера и закрытого тендера, предложивший наиболее высокую цену за объект приватизации; участник второго этапа конкурса путем двухэтапных процедур, предложивший наилучшие условия;
13) гарантийный взнос - денежная сумма в размере 15% от начальной цены объекта приватизации, вносимая физическим или негосударственным юридическим лицом для участия в торгах, но не более чем 30000-кратного месячного расчетного показателя;
14) участник - физическое или негосударственное юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке для участия в аукционе, тендере, закрытом тендере или конкурсе путем двухэтапных процедур;
15) комиссия по вопросам приватизации объектов государственной собственности (далее - комиссия) - коллегиальный орган, создаваемый уполномоченным органом по управлению государственным имуществом либо местным исполнительным органом для подготовки и проведения торгов по приватизации, предусмотренных Законом;
16) цена продажи - окончательная цена объекта приватизации, установленная в результате торгов;
17) продавец (лицо, производящее отчуждение имущества) -уполномоченный орган по государственному имуществу либо местный исполнительный орган;
18) покупатель (приобретатель) - физическое лицо или негосударственное юридическое лицо, приобретающее имущество в процессе отчуждения государственного имущества;
19) торги - вид приватизации;
20) метод торгов на повышение цены - метод, при котором стартовая цена повышается с заранее объявленным шагом;
21) метод торгов на понижение цены - метод, при котором стартовая цена понижается с объявленным шагом;
22) независимые консультанты - юридические лица, в том числе иностранные или их объединения, участники оценочной и (или) инвестиционной деятельности, и (или) финансового консультирования, привлекаемые продавцом в целях проведения оценки рыночной стоимости объекта приватизации и (или) сопровождения сделки по объектам приватизации;
23) тендер - форма торгов, при которой участники заявляют свои ценовые предложения, загружаемые в закрытый электронный конверт на специально отведенной веб-странице реестра;
24) веб-портал реестра - интернет-ресурс, размещенный в сети интернет по адресу: www.gosreestr.kz, предоставляющий единую точку доступа к электронной базе данных об объектах продажи реестра государственного имущества;
25) организатор - продавец либо юридическое или физическое лицо, привлекаемое в порядке, определенном законодательством о государственных закупках, организующее подготовку и продажу объектов приватизации;
26) электронный документ документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи;
27) электронная цифровая подпись - набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.
3. Решение о приватизации объекта принимается уполномоченным органом по государственному имуществу либо местным исполнительным органом, которые в 10-дневный срок обеспечивают внесение информации об объектах приватизации (график продаж) в реестр.
Решение о приватизации организаций, являющихся субъектами естественной монополии или субъектами рынка, занимающими доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, принимается Правительством Республики Казахстан.
Уполномоченный орган по государственному имуществу осуществляет приватизацию республиканского имущества, в том числе принимает решение о приватизации республиканского имущества, а также предприятий как имущественного комплекса, не являющихся субъектами естественной монополии или субъектами рынка, занимающими доминирующее или монопольное положение на рынке, обеспечивает сохранность республиканского имущества в процессе подготовки объекта к приватизации, привлекает посредника для организации процесса приватизации, обеспечивает оценку объекта приватизации, осуществляет подготовку и заключение договоров купли-продажи объекта приватизации и контроль за соблюдением условий договоров купли-продажи.
Местные исполнительные органы осуществляют приватизацию областного коммунального имущества, в том числе принимают решение о приватизации областного коммунального имущества, а также предприятий как имущественного комплекса, привлекают посредника для организации процесса приватизации, обеспечивают оценку объекта приватизации, осуществляют подготовку и заключение договоров купли-продажи объекта приватизации и контроль за соблюдением условий договоров купли-продажи.
При подготовке решения о приватизации предприятия как имущественного комплекса, в случае наличия на предприятии материальных ценностей государственного материального резерва, проект решения согласовывается с уполномоченными органами в области государственного материального резерва, мобилизационной подготовки и обороны.
4. Продажа объектов приватизации осуществляется по рыночной стоимости объекта приватизации, которая может быть ниже балансовой стоимости объекта приватизации.
5. Критерии по выбору видов отчуждения государственного имущества определяются по республиканскому имуществу - уполномоченным органом по государственному имуществу, по коммунальному имуществу соответствующими местными исполнительными органами.
6. Не допускается продажа акций, эмиссия которых не зарегистрирована в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
7. Продажа акций акционерных обществ, принадлежащих государству, и долей участия государства в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью производится с соблюдением требований, установленных законами Республики Казахстан «Об акционерных обществах», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О рынке ценных бумаг» и иными законами Республики Казахстан.
8. При продаже принадлежащих государству акций покупатель - акционерное общество не может приобрести более двадцати пяти процентов акций акционерного общества, если последнее владеет акциями покупателя.
При продаже долей участия государства в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью участники товарищества с ограниченной ответственностью пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли участника или ее части при ее продаже кем-либо из участников, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
9. При предложении государственным юридическим лицом государственного имущества на продажу необходимо письменное согласие государственного органа, в управлении которого находится данное государственное юридическое лицо. При этом необходимо представить продавцу правоустанавливающие документы на объект приватизации.
В случае необходимости продавец запрашивает документы, позволяющие определить технические и функциональные характеристики объекта приватизации.
Балансодержатель государственного имущества несет ответственность за сохранность объекта приватизации и достоверность сведений по объекту приватизации до перехода прав собственности к покупателю.
После публикации извещения балансодержатель обеспечивает свободный доступ к осмотру объекта приватизации желающим приобрести объект приватизации.
При продаже государственного пакета акций акционерного общества или государственной доли в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью за достоверность сведений ответственность несет руководство акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью.
10. При приватизации недвижимого имущества к покупателю переходит право на земельный участок в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан.
Кадастровая (оценочная) стоимость земельного участка оплачивается покупателем отдельно в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан.
11. Продавец осуществляет продажу объектов приватизации в порядке, определенном Законом и настоящими Правилами.
12. Функциями продавца являются:
1) обеспечение проведения оценки объекта приватизации;
2) определение вида проведения приватизации, условия и формы торгов по каждому объекту приватизации на основании решения комиссии, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 7) и 9) пункта 2 настоящих Правил;
3) установление сроков проведения торгов;
4) осуществление подготовки и проведения торгов;
5) определение начальной цены объектов приватизации на основании решения комиссии;
6) принятие гарантийных взносов участников конкурса путем двухэтапных процедур;
7) осуществление реализации ценных бумаг, принадлежащих государству, на фондовой бирже, функционирующей на территории Республики Казахстан или иностранных государств, на основании решения комиссии;
8) определение метода проведения торгов по рекомендации брокерской компании при реализации ценных бумаг, принадлежащих государству, на фондовых биржах, функционирующих на территории Республики Казахстан или иностранных государств;
9) определение сроков и длительности выставления акций на биржевые торги, предельных сроков реализации и даты снятия с биржевых торгов;
10) привлечение независимых консультантов в целях проведения оценки рыночной стоимости объекта приватизации и (или) сопровождения сделки по объектам приватизации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
11) принятие решения о снятии объектов приватизации с торгов;
12) подготовка и представление по требованию покупателя информации об обременениях объектов приватизации, а также сумме кредиторской и дебиторской задолженности, заключенных приватизируемым предприятием договорах, если объектом приватизации является предприятие как имущественный комплекс;
13) в случае наличия на объекте приватизации материальных ценностей государственного материального резерва уведомление уполномоченного органа в области государственного материального резерва и соответствующих центральных исполнительных органов в течение пяти рабочих дней после принятия решения о продаже;
14) рассмотрение документов участников тендера или закрытого тендера на соответствие их дополнительным требованиям и допуск их к торгам;
15) заключение договора на организацию и проведение торгов с организатором в случае его привлечения;
16) осуществление контроля за ходом организации и проведения торгов;
17) заключение договоров купли-продажи с победителями торгов и контроль за их исполнением;
18) осуществление с участниками, покупателями, организатором расчетов, связанных с процедурами проведения торгов;
19) проведение других мероприятий, необходимых для проведения приватизации.
13. Не подлежат регистрации в качестве участника торгов:
1) юридическое лицо, которое в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан или учредительными документами не вправе заниматься теми видами деятельности, осуществление которых является условием продажи объекта приватизации на торгах;
2) организатор;
3) акционерные общества, чьими акциями владеет акционерное общество, акции которого в размере, превышающем двадцать пять процентов от уставного капитала, выставлены на торги.
2. Комиссия
14. Для организации и проведения торгов продавцом в обязательном порядке формируется комиссия, в состав которой включаются представители продавца и других государственных органов или их территориальных подразделений, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» и региональных палат предпринимателей (в Комиссии при местных исполнительных органах). Число членов комиссии составляет не менее 5 человек. Председателем комиссии является представитель продавца. Секретарь не является членом комиссии.
Решения комиссии принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих членов комиссии. При равенстве голосов голос председателя является решающим. Решения комиссии носят рекомендательный характер для продавца.
15. Комиссия осуществляет следующие функции:
1) самостоятельно разрабатывает регламент своей работы;
2) принимает решение о виде проведения приватизации, форме и методах торгов по каждому объекту приватизации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 7) и 9) пункта 2 настоящих Правил;
3) принимает решение о реализации ценных бумаг, принадлежащих государству, на фондовой бирже, функционирующей на территории Республики Казахстан или иностранных государств;
4) принимает решение об установлении начальной цены объекта приватизации на основании оценки объекта приватизации;
5) принимает решение о сроках и длительности выставления акций на биржевые торги, предельных сроках реализации и дате снятия с биржевых торгов;
6) принимает решение об условиях тендера, за исключением продажи объектов приватизации, предусмотренных пунктом 61 настоящих Правил;
7) принимает решение о дополнительных требованиях, предъявляемых к участникам (покупателю);
8) принимает решение о целесообразности дальнейшего выставления объекта приватизации на торги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 39 настоящих Правил;
9) рассматривает документы участников конкурса путем двухэтапных процедур и допускает их к торгам;
10) объявляет победителя конкурса путем двухэтапных процедур.
16. Подготовку к проведению торгов осуществляет продавец, который обеспечивает своевременное опубликование извещения о проведении торгов, проводит прием заявок и регистрацию участников конкурса путем двухэтапных процедур, передает поступившие материалы конкурса путем двухэтапных процедур для рассмотрения комиссией.
3. Подготовка к проведению торгов
17. Подготовка к проведению торгов осуществляется в следующем порядке:
1) производится сбор необходимых материалов по объекту приватизации;
2) определяется начальная цена объектов приватизации на основании оценки объекта приватизации;
3) определяется формы и методы торгов каждого объекта приватизации;
4) объекты приватизации распределяются по отдельным торгам;
5) определяется порядок внесения гарантийного взноса;
6) устанавливаются сроки проведения торгов;
7) при необходимости привлекается организатор;
8) публикуется извещение о проведении торгов;
9) принимаются гарантийные взносы;
10) производится регистрация участников;
11) осуществляется подготовка проекта договора купли-продажи.
18. Оценка объектов приватизации, балансовая стоимость которых составляет более 2500000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, осуществляется независимыми консультантами в соответствии с международными стандартами оценки.
19. Оценка объектов приватизации, балансовая стоимость которых составляет менее 2500000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.
20. Гарантийный взнос для участия в аукционе, тендере и закрытом тендере вносится на реквизиты единого оператора в сфере учета государственного имущества (далее - единый оператор) в форме и порядке, установленных в извещении.
Гарантийный взнос для участия в конкурсе путем двухэтапных процедур вносится на реквизиты продавца в форме и порядке, установленных в извещении.
Гарантийный взнос вносится участником либо от имени участника любым другим физическим или юридическим лицом.
21. Участникам допускается внесение любого количества гарантийных взносов, при этом один гарантийный взнос дает право покупки того объекта приватизации, для участия в торгах по которому участником внесен данный гарантийный взнос.
22. Гарантийный взнос участника, победившего на торгах и заключившего договор купли-продажи, относится в счет причитающихся платежей по договору купли-продажи.
23. Гарантийный взнос не возвращается продавцом:
1) победителю - в случаях неподписания протокола о результатах торгов либо договора купли-продажи;
2) покупателю - в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору купли-продажи.
Во всех остальных случаях гарантийные взносы возвращаются в срок не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления единому оператору (от участника аукциона, тендера или закрытого тендера) или продавцу (от участника конкурса путем двухэтапных процедур).
Гарантийные взносы возвращаются на реквизиты, указываемые участником торгов, физическим или негосударственным юридическим лицом в заявлении о возврате гарантийного взноса.
24. Извещение о проведении торгов публикуется не менее чем за пятнадцать календарных дней до их проведения.
Извещение публикуется в периодических печатных изданиях, определенных путем проведения продавцом конкурса в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках», и на веб-портале реестра на казахском и русском языках.
Опубликование извещения о продаже акций, долей в уставных капиталах организаций, государственных предприятий как имущественных комплексов, подпадающих под требования антимонопольного законодательства, допускается по истечении шестидесяти календарных дней с даты включения информации по объекту (график продажи) в реестр.
25. Извещение о проведении торгов содержит следующие сведения:
1) дату, место и время проведения торгов;
2) вид, форму и метод торгов;
3) сведения об объекте приватизации (при продаже акций указываются наименование и сведения об эмитенте акций, количество реализуемых акций);
4) стартовую и минимальную (при проведении аукциона на понижение цены) цены объектов приватизации, выставляемых на продажу;
5) размер гарантийного взноса и банковские реквизиты для его перечисления;
6) место и сроки приема заявок;
7) порядок проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, условиях определения победителя торгов;
8) телефоны и место нахождения продавца и/или организатора торгов и балансодержателя;
9) дополнительную информацию по решению продавца.
Извещение о продаже ценных бумаг, принадлежащих государству, на фондовых биржах, функционирующих на территории Республики Казахстан или иностранных государств, содержит следующие сведения:
1) дату и время начала торгов;
2) место проведения торгов;
3) наименование эмитента акций;
4) сведения об эмитенте;
5) количество реализуемых акций;
6) телефоны и место нахождения организатора торгов;
7) дополнительную информацию по решению продавца.
26. До публикации извещения о продаже по каждому объекту приватизации продавец обеспечивает включение в реестр электронные копии следующих документов:
1) отчет об оценке стоимости объекта приватизации;
2) фотографии объекта приватизации (только для недвижимого имущества, транспорта, оборудования и другого материального имущества), обеспечивающие представление о техническом состоянии в количестве не менее 5 штук;
3) проект договора купли-продажи.
После публикации извещения о продаже объекта приватизации продавец обеспечивает свободный доступ всем желающим к информации об объекте приватизации посредством веб-портала реестра.
27. Регистрация участников торгов производится со дня публикации извещения и заканчивается за два часа до начала аукциона, тендера, закрытого тендера и за двадцать четыре часа до начала конкурса путем двухэтапных процедур, по истечении которых участники не могут отозвать поданную заявку.
28. Для участия в аукционе, тендере и закрытом тендере необходимо предварительно зарегистрироваться на веб-портале реестра с указанием:
1) для физических лиц: индивидуального идентификационного номера (далее - ИИН), фамилии, имени и отчества (при наличии);
2) для юридических лиц: бизнес-идентификационного номера (далее - БИН), полного наименования, фамилии, имени и отчества (при наличии) первого руководителя;
3) реквизитов расчетного счета в банке второго уровня для возврата гарантийного взноса;
4) контактных данных (почтовый адрес, телефон, факс, e-mail).
При изменении вышеуказанных данных участник в течение одного рабочего дня изменяет данные, внесенные в веб-портал реестра.
29. Для регистрации в качестве участника аукциона, тендера и закрытого тендера необходимо на веб-портале реестра зарегистрировать заявку на участие в торгах по форме согласно приложению к настоящим Правилам, подписанную ЭЦП участника.
Участники тендера и закрытого тендера регистрируют заявку, содержащую согласие с условиями торгов, и приложением электронных (сканированных) копий документов:
1) ценового предложения, подписанного участником тендера, загружаемого в электронный конверт на специально отведенной веб-странице реестра;
2) подтверждающих соответствие дополнительным требованиям к участникам (покупателю), указанным в извещении о проведении торгов.
30. Победитель аукциона, тендера и закрытого тендера представляет продавцу при подписании договора купли-продажи копии следующих документов, с обязательным предъявлением оригиналов для сверки либо нотариально засвидетельствованные копии указанных документов:
1) для физических лиц: паспорта или документа, удостоверяющего личность физического лица;
2) для юридических лиц: свидетельства либо справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, а также паспорта или документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица;
- при продаже принадлежащих государству акций - выписки из реестра акционеров, содержащей информацию об акционерных обществах, которые владеют акциями участника (на момент опубликования извещения).
Иностранные юридические лица представляют нотариально заверенные копии учредительных документов с нотариально заверенным переводом на казахский и/или русский языки.
Победитель тендера и закрытого тендера также представляет продавцу при подписании договора купли-продажи оригиналы либо нотариально заверенные копии документов, прикрепленных к заявке.
Оригиналы документов после сверки возвращаются в течение одного рабочего часа.
31. Продавцу и организатору не допускается:
1) разглашать информацию, имеющую отношение к участникам торгов, в течение всего периода подготовки торгов и их проведения, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
2) требовать представления дополнительных документов, кроме перечисленных в пункте 29 настоящих Правил.
32. Заявки и прилагаемые к ним электронные (сканированные) копии документов участников тендера и закрытого тендера хранятся в базе данных реестра и не доступны для загрузки и просмотра до времени и даты, указанных в извещении о проведении торгов.
33. После регистрации заявки на участие в аукционе, тендере и закрытом тендере веб-порталом реестра в течение трех минут производится автоматическая проверка на наличие в базе данных реестра сведений о поступлении гарантийного взноса по объекту продажи, на который подана заявка.
Основаниями для отказа веб-порталом реестра в принятии заявки являются несоблюдение участником требований, указанных в пунктах 28 и 29 настоящих Правил, а также непоступление за два часа до начала торгов гарантийного взноса, указанного в извещении о проведении торгов, на специальный транзитный счет единого оператора.
В случае наличия в базе данных реестра сведений о поступлении гарантийного взноса на специальный транзитный счет единого оператора, веб-портал реестра осуществляет принятие заявки и допуск участников аукциона, тендера и закрытого тендера. При отсутствии в базе данных реестра сведений о поступлении гарантийного взноса на специальный транзитный счет единого оператора веб-портал реестра отклоняет заявку участника.
По результатам автоматической проверки веб-портал реестра направляет на электронный адрес участника, указанный на веб-портале реестра, электронное уведомление о принятии заявки либо причинах отказа в принятии заявки.
34. Веб-портал реестра аннулирует аукционный номер участника, отозвавшего электронную заявку для участия в аукционе не менее чем за два часа до начала проведения торгов.
35. Для регистрации в качестве участника конкурса путем двухэтапных процедур необходимо представить:
1) заявку на участие в торгах по форме согласно приложению к настоящим Правилам;
2) для физических лиц:
- копию паспорта или документа, удостоверяющего личность физического лица, с обязательным предъявлением оригинала для сверки либо нотариально засвидетельствованную копию указанного документа;
- оригинал справки с банка, подтверждающей наличие текущего счета;
для юридических лиц:
- копию устава с обязательным предъявлением оригинала для сверки или нотариально засвидетельствованную копию указанного документа;
- копию свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица с обязательным предъявлением оригинала для сверки или нотариально засвидетельствованную копию указанного документа либо справку о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
- оригинал справки с банка, подтверждающей наличие банковского счета.
Оригиналы документов после сверки возвращаются в течение одного рабочего часа.
Оригинал справки из банка, подтверждающей наличие банковского (текущего) счета, не возвращается.
Акционерные общества при участии в конкурсе путем двухэтапных процедур по продаже акций, принадлежащих государству, представляют оригинал выписки из реестра акционеров, содержащую информацию об акционерных обществах, которые владеют их акциями (на момент опубликования извещения).
3) оригинал и копию платежного документа, подтверждающего внесение гарантийного взноса (оригинал платежного документа возвращается при обращении участника после проведения торгов);
4) оригинал документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, а также копию паспорта или документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица с представлением оригинала, возвращаемого после сверки, либо нотариально заверенную копию паспорта или документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица.
Предложения для участия в конкурсе путем двухэтапных процедур заявляются письменно в закрытом конверте.
36. Иностранные юридические лица представляют нотариально заверенные копии учредительных документов с нотариально заверенным переводом на казахский и/или русский языки.
37. Прием заявок и регистрация лиц, желающих принять участие в конкурсе путем двухэтапных процедур, производятся при наличии полного комплекта требуемых документов.
При представлении заявки нарочным способом проверка наличия требуемых документов осуществляется продавцом на месте в течение одного рабочего часа и, в случае
отсутствия одного из указанных в пункте 35 настоящих Правил документов, представленная заявка не регистрируется.
При поступлении заявки по почте, в случае отсутствия одного из указанных в пункте 35 настоящих Правил документов, представленная заявка не регистрируется, о чем продавцом сообщается в письменной форме лицу, подавшему заявку, в течение одного рабочего дня.
38. Документы участников конкурса путем двухэтапных процедур после регистрации в журнале хранятся в сейфе и передаются комиссии в день его проведения для рассмотрения и допуска к конкурсу путем двухэтапных процедур.
39. В случае, если государственное предприятие как имущественный комплекс и акции акционерных обществ и доли участия в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью, участие государства в которых составляет сто процентов, не реализованы по результатам трех проведенных торгов, данные юридические лица подлежат ликвидации.
4. Проведение аукциона
40. Аукцион проводится двумя методами торгов: на повышение цены и на понижение цены.
При проведении аукциона стартовая цена объекта приватизации равна начальной цене объекта приватизации.
Начальная цена объекта приватизации определяется на основании рыночной стоимости объекта приватизации и устанавливается комиссией.
41. Объект приватизации на первые торги выставляется на аукцион с применением метода повышение цены.
На вторые торги объект приватизации выставляется на аукцион с применением метода понижения цены с установлением минимальной цены в размере пятидесяти процентов от начальной цены.
На третьи торги объект приватизации выставляется на аукцион с применением метода понижение цены без установления минимальной цены.
Каждые последующие торги осуществляются через каждые двадцать рабочих дней.
42. Участнику, допущенному к аукциону, представляется доступ к аукционному залу по аукционному номеру, присваиваемому веб-порталом реестра.
Участники аукциона в течение одного часа до начала аукциона заходят в аукционный зал, используя ЭЦП и аукционный номер. Аукцион начинается в указанное в извещении о проведении торгов время города Астаны путем автоматического размещения в аукционном зале стартовой цены объекта приватизации.
43. Аукцион в аукционном зале проходит со вторника по пятницу, за исключением праздничных и выходных дней, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Аукцион проводится в период с 10.00 до 17.00 часов по времени города Астаны, при этом аукцион начинается не позднее 15:00 часов по времени города Астаны.
44. Если на момент завершения аукциона на повышение цены в 17.00 часов победитель аукциона не определен, то победителем признается участник, последний подтвердивший свое желание приобрести объект приватизации, и аукцион по данному объекту приватизации признается состоявшимся.
Если на момент завершения аукциона на понижение цены в 17.00 часов победитель аукциона не определен, то аукцион по данному объекту приватизации признается несостоявшимся.
45. В случае, если на момент начала аукциона в аукционном зале по объекту приватизации зарегистрировались и находятся менее двух участников аукциона, то аукцион по данному объекту приватизации признается не состоявшимся (за исключением третьего аукциона, на котором допускается продажа объекта приватизации единственному участнику).
46. Шаг изменения цены устанавливается следующим образом:
1) при стартовой или текущей цене объекта приватизации в размере до 20000-кратного размера месячного расчетного показателя шаг изменения устанавливается на аукционе на повышение цены в размере 10 процентов и на аукционе на понижение цены в размере 5 процентов;
2) при стартовой или текущей цене объекта приватизации в размере от 20000 до 50000-кратного размера месячного расчетного показателя шаг изменения устанавливается на аукционе на повышение цены в размере 7 процентов и на аукционе на понижение цены в размере 5 процентов;
3) при стартовой или текущей цене объекта приватизации в размере от 50000-кратного до 100000-кратного размера месячного расчетного показателя шаг изменения устанавливается в размере 5 процентов;
4) при стартовой или текущей цене объекта приватизации в размере от 100000-кратного до 250000-кратного размера месячного расчетного показателя шаг изменения устанавливается на аукционе на повышение цены в размере 2,5 процента и на аукционе на понижение цены в размере 5 процентов;
5) при стартовой или текущей цене объекта приватизации в размере от 250000-кратного до 500000-кратного размера месячного расчетного показателя шаг изменения устанавливается на аукционе на повышение цены в размере 1 процента и на аукционе на понижение цены в размере 5 процентов;
6) при стартовой или текущей цене объекта приватизации в размере от 500000-кратного размера месячного расчетного показателя и выше шаг изменения устанавливается на аукционе на повышение цены в размере 0,5 процента и на аукционе на понижение цены в размере 5 процентов.
Аукцион проводится по одному из двух ниже описанных методов.
47. Аукцион на повышение цены:
1) если в течение двадцати минут с начала аукциона в аукционном зале ни один из участников не подтвердил свое желание приобрести объект приватизации путем увеличения стартовой цены объекта приватизации на шаг, установленный согласно пункту 46 настоящих Правил, то аукцион по данному объекту приватизации признается не состоявшимся;
2) если в течение двадцати минут с начала аукциона в аукционном зале один из участников подтвердит свое желание приобрести объект приватизации путем увеличения стартовой цены объекта приватизации на шаг, установленный согласно пункту 46 настоящих Правил, то стартовая цена увеличивается на установленный шаг;
3) если в течение двадцати минут после увеличения текущей цены ни один из участников не подтвердит свое желание приобрести объект приватизации путем увеличения текущей цены, то победителем признается участник, последний подтвердивший свое желание приобрести объект приватизации, а аукцион по данному объекту приватизации признается состоявшимся.
Аукцион по объекту приватизации на повышение цены идет до максимально предложенной цены одним из участников.
Аукцион по объекту приватизации на повышение цены считается состоявшимся только в том случае, если стартовая цена объекта приватизации повысилась не менее чем на два шага увеличения цены, при этом повышение стартовой цены на два шага осуществляют не менее двух участников.
48. Аукцион на понижение цены:
1) если в течение двух минут с начала аукциона ни один из участников не подтвердит свое желание приобрести объект приватизации в аукционе, то стартовая цена объекта приватизации уменьшается на шаг, установленный согласно пункту 46 настоящих Правил;
2) если в течение двух минут после уменьшения цены ни один из участников не подтвердил свое желание приобрести объект приватизации, то последняя объявленная цена объекта приватизации уменьшается с установленным шагом.
Победителем аукциона на понижение цены признается участник, первый подтвердивший свое желание приобрести объект приватизации по объявленной цене, и аукцион по данному объекту приватизации признается состоявшимся.
3) если цена объекта приватизации достигла установленного минимального размера, и ни один из участников не подтвердил свое желание приобрести объект приватизации, то аукцион признается не состоявшимся.
В случаях, указанных в части второй пункта 44, в пункте 45, подпункте 1) пункта 47 и подпункте 3) пункта 48 настоящих Правил, продавцом подписывается акт о несостоявшемся аукционе, формируемый веб-порталом реестра.
49. Результаты аукциона по каждому проданному объекту приватизации оформляются протоколом о результатах торгов, который подписывается на веб-портале реестра продавцом и победителем с использованием ЭЦП в день проведения торгов.
50. Протокол о результатах торгов является документом, фиксирующим результаты аукциона и обязательства победителя и продавца подписать договор купли-продажи объекта приватизации по цене продажи. Договор купли-продажи с победителем подписывается в срок не более десяти календарных дней со дня проведения аукциона.
51. В случае неподписания победителем протокола о результатах торгов либо договора купли-продажи в сроки, указанные в пунктах 49 и 50 настоящих Правил, продавцом подписывается акт об отмене результатов аукциона, формируемый веб-порталом реестра, и данный объект приватизации вновь выставляется на торги.
52. Единый оператор обеспечивает функционирование веб-портала реестра, а также принимает гарантийные взносы участников торгов.
Единый оператор:
1) перечисляет гарантийный взнос участника, победившего в торгах, на счет продавца - на основании заявления на перечисление гарантийного взноса, подписанного продавцом с использованием ЭЦП на веб-портале реестра;
2) возвращает гарантийные взносы другим участникам торгов на основании заявлений на возврат гарантийных взносов, подписанных участниками с использованием ЭЦП на веб-портале реестра.
53. При возникновении в ходе аукциона технического сбоя, препятствующего участию в аукционе, участник:
1) уведомляется в течение 30 секунд с момента отсутствия устойчивой связи с веб-порталом реестра путем выведения на монитор участника аукциона электронного уведомления с контактными данными единого оператора;
2) незамедлительно посредством телефона или электронного сообщения ставит в известность об этом по контактным данным единого оператора.
54. Единый оператор фиксирует факт технического сбоя и при его наличии на стороне веб-портала реестра уведомляет всех участников аукциона посредством размещения информации на веб-портале реестра.
55. При техническом сбое компьютерного и/или телекоммуникационного оборудования участника аукцион продолжается.
56. В случае наличия факта технического сбоя веб-портала реестра, указанного в пункте 54 настоящих Правил, препятствующего проведению аукциона или процедуре проведения аукциона, единый оператор письменно уведомляет об этом продавца и переносит аукцион на следующий рабочий день после дня исправления технического сбоя с обязательным предварительным уведомлением принимавших участие в аукционе участников о дате и времени продолжения данного аукциона посредством размещения информации на веб-портале реестра и направления электронного сообщения на электронный адрес участника, указанный на веб-портале реестра.
5. Проведение тендера и закрытого тендера
57. Тендер должен быть открытым. В исключительных случаях, затрагивающих государственную безопасность, охрану окружающей природной среды, внешнеэкономическое положение Республики Казахстан, определяемых Правительством Республики Казахстан, тендер может быть закрытым.
Участие на закрытом тендере принимает ограниченный круг участников, определяемый комиссией на основании предложений заинтересованных государственных органов. Приглашения на участие в закрытом тендере со всеми условиями закрытого тендера рассылает продавец. Регистрация заявок лиц, которым направлено приглашение на участие, желающих принять участие в закрытом тендере, производится на веб-портале реестра со дня рассылки письменных приглашений и заканчивается за два часа до начала закрытого тендера.
58. Организация и проведение тендера или закрытого тендера осуществляются продавцом. При выставлении объекта приватизации на первый тендер или закрытый тендер стартовая цена объекта приватизации равна начальной цене.
59. Тендер или закрытый тендер проходят на веб-портале реестра со вторника по пятницу, за исключением праздничных и выходных дней, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Тендер или закрытый тендер проводятся в период с 10.00 до 13.00 часов по времени города Астаны.
60. При выставлении объекта приватизации на вторые и третьи торги стартовая цена снижается на пятьдесят процентов от стартовой цены предыдущего тендера или закрытого тендера.
61. В случае продажи государственных предприятий как имущественных комплексов, акций (долей участия) акционерных обществ (товариществ с ограниченной ответственностью), в уставном капитале которых контрольный пакет акций (доля участия) принадлежит государству, условием тендера или закрытого тендера является сохранение профиля деятельности.
Срок сохранения профиля деятельности государственных предприятий, акционерных обществ (товариществ с ограниченной ответственностью) в уставном капитале которых контрольный пакет акций (доля участия) принадлежит государству, определяется продавцом.
62. Если количество зарегистрированных участников тендера или закрытого тендера менее двух, то тендер объявляется несостоявшимся, за исключением третьих торгов, на которых объект приватизации может быть продан единственному участнику.
Если тендер или закрытый тендер объявляются несостоявшимися, продавцом подписывается акт о несостоявшихся тендере или закрытом тендере, формируемый веб-порталом реестра.
63. Вскрытие заявок на участие в тендере или в закрытом тендере производится посредством веб-портала реестра автоматически по наступлению даты и времени торгов, указанных в извещении о проведении торгов.
64. Заявки на участие в тендере или закрытом тендере рассматриваются продавцом на веб-портале реестра в целях определения участников, соответствующих дополнительным требованиям к участникам (покупателю) объекта, указанным в извещении о проведении торгов.
65. Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену за объект приватизации. В случае, если на тендере или закрытом тендере предложения двух и более участников содержат одинаковую наивысшую цену, то победителем тендера или закрытого тендера среди данных участников признается участник, заявка которого принята ранее других заявок участников.
66. В протоколе о результатах торгов указываются:
1) список участников, не удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к участникам (покупателю), с указанием причины;
2) список участников, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к участникам (покупателю), по которым веб-порталом реестра производится автоматическое сопоставление ценовых предложений участников тендера;
3) победитель, предложивший наивысшую цену за объект приватизации.
67. Победитель тендера или закрытого тендера уведомляется о результатах торгов по электронной почте для подписания протокола о результатах торгов.
Протокол о результатах торгов формируется веб-порталом реестра, подписывается с использованием ЭЦП продавцом и победителем тендера или закрытого тендера в день проведения торгов.
68. Протокол о результатах торгов является документом, фиксирующим результаты тендера или закрытого тендера и обязательства победителя и продавца подписать договор купли-продажи объекта приватизации на условиях, являющихся результатом тендера или закрытого тендера. Договор купли-продажи с победителем подписывается в срок не более десяти календарных дней со дня подписания протокола о результатах торгов.
69. В случае неподписания победителем в установленные сроки протокола о результатах торгов либо договора купли-продажи, продавцом подписывается с использованием ЭЦП акт об отмене результатов торгов, формируемый на веб-портале реестра, и данный объект приватизации вновь выставляется на торги.
6. Продажа ценных бумаг, принадлежащих государству, на фондовых биржах, функционирующих на территории Республики Казахстан или иностранных государств
70. Реализация ценных бумаг, принадлежащих государству, на фондовых биржах, функционирующих на территории Республики Казахстан или иностранных государств (далее - фондовая биржа), осуществляется продавцом на основании решения комиссии.
71. Ценные бумаги, подлежащие реализации на фондовой бирже, выставляются на биржевые торги продавцом через брокерские компании.
72. Определение брокерской компании на право реализации ценных бумаг осуществляется продавцом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.
73. При продаже ценных бумаг, принадлежащих государству, на фондовой бирже отношения, возникающие в связи с их реализацией между продавцом и брокерскими компаниями, регулируются соответствующим договором.
74. Реализация ценных бумаг производится в торговых системах фондовой биржи в соответствии с правилами биржевой торговли соответствующей фондовой биржи.
7. Конкурс путем двухэтапных процедур
75. Конкурс путем двухэтапных процедур проводится с участием независимых консультантов.
76. Конкурс путем двухэтапных процедур включает в себя следующий план мероприятий:
1) привлечение независимого консультанта в порядке, установленном статьей 100-1 Закона, для проведения всестороннего анализа объекта приватизации, оценку его стоимости и формирование для потенциальных покупателей (инвесторов) информационной базы данных об объекте приватизации;
2) публикация продавцом извещения о продаже объекта приватизации в периодических печатных изданиях и на веб-портале реестра на казахском и русском языках, а также рассылка независимым консультантом предложения о продаже потенциальным покупателям (инвесторам);
3) формирование независимым консультантом перечня заявок, содержащих предложения потенциальных покупателей (инвесторов);
4) проведение продавцом с участием независимого консультанта переговоров с потенциальными покупателями (инвесторами) по перечню заявок с целью выявления не менее двух потенциальных покупателей (инвесторов), представивших в ходе переговоров наилучшие предложения (первый этап конкурса);
5) проведение продавцом с участием независимого консультанта переговоров с победителями первого этапа на предмет улучшения ранее предложенных условий (второй этап конкурса).
77. На заседании комиссии при конкурсе путем двухэтапных процедур заявки с предложениями участников изучаются и сравниваются всеми членами комиссии.
Комиссия проверяет соблюдение всех формальностей, определяет наличие требуемых сведений и документов.
78. По итогам проведения каждого этапа переговоров продавцом, независимым консультантом и всеми участниками конкурса путем двухэтапных процедур подписывается протокол о его результатах.
79. Выигравшим конкурс путем двухэтапных процедур признается потенциальный покупатель (инвестор), предложивший в ходе второго этапа конкурса путем двухэтапных процедур наилучшие условия.
80. В случаях отказа или уклонения победителя конкурса путем двухэтапных процедур от подписания договора купли-продажи в сроки, установленные продавцом, его гарантийный взнос удерживается продавцом и подписывается договор купли-продажи с потенциальным покупателем (инвестором), предложение которого признано наилучшим после предложения победителя конкурса.
8. Продажа производных ценных бумаг, удостоверяющих права на акции акционерных обществ, принадлежащие государству
81. Продажа производных ценных бумаг, удостоверяющих права на акции акционерных обществ, принадлежащие государству, осуществляется по решению Правительства Республики Казахстан или соответствующего местного исполнительного органа.
82. Основные условия продажи производных ценных бумаг представляются продавцом на утверждение Правительству Республики Казахстан или местным исполнительным органом на утверждение соответствующему местному представительному органу.
83. Решение о продаже производных ценных бумаг должно содержать сведения о количестве акций, принадлежащих государству, на которые выпущены производные ценные бумаги, типе продаваемых производных ценных бумаг, иностранном государстве (иностранных государствах), на территории которого (которых) предполагается осуществить продажу производных ценных бумаг, максимальных сроках завершения сделки, условия и порядок реализации прав собственников производных ценных бумаг.
9. Прямая адресная продажа
84. Прямой адресной продаже подлежат объекты, переданные в имущественный наем (аренду) или доверительное управление с правом последующего выкупа соответственно нанимателю (арендатору) или доверительному управляющему, а также определенные решением Правительства Республики Казахстан, подлежащие передаче стратегическому инвестору.
Продажа объекта приватизации нанимателям (арендаторам) и доверительным управляющим допускается лишь при условии надлежащего исполнения ими соответствующего договора.
Прямая адресная продажа государственного имущества по решению Правительства Республики Казахстан осуществляется стратегическому инвестору - казахстанскому или иностранному юридическому лицу (их объединениям), отвечающему следующим критериям:
наличие опыта деятельности в сфере, связанной с деятельностью продаваемого объекта приватизации;
приобретение крупного пакета акций (долей участия в уставном капитале) для участия в управлении объектом приватизации, а также в его развитии путем трансферта технологий, в том числе получения нераскрытой информации (секретов производства (ноу-хау) и привлечения высококвалифицированных специалистов.
Прямая адресная продажа осуществляется при установлении и соответствующем принятии стратегическим инвестором обязательств по:
1) объемам, видам и срокам инвестиций в объект приватизации;
2) обеспечению определенного уровня объема производства, номенклатуры выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
3) проведению природоохранных мероприятий;
4) сохранению профиля деятельности
5) сохранению или созданию новых рабочих мест;
6) обеспечению не менее двух третей от штатной численности работниками, являющимися гражданами Республики Казахстан;
7) сохранению существующего порядка и условия использования объектов производственной и социальной инфраструктуры;
8) погашению кредиторской задолженности в установленные сроки;
9) погашению задолженности по заработной плате;
10) ограничению на совершение сделок (перепродажа, залог, передача в управление и другие) и/или запрещение определенных действий в отношении объекта приватизации в течение определенного периода времени.
Решение Правительства Республики Казахстан о прямой адресной продаже включает наименование объекта приватизации, а также требования к стратегическому инвестору о принятии обязательств из перечня обязательств, указанных в настоящем пункте.
Прямая адресная продажа объекта приватизации стратегическому инвестору проводится с привлечением независимого консультанта.
Привлечение независимого консультанта осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
85. Условия продажи объекта приватизации определяются соглашением сторон, если они не были предусмотрены договором имущественного найма (аренды) или договором о передаче в доверительное управление.
86. Продажа объекта приватизации осуществляется посредством заключения договора купли-продажи по рыночной стоимости, определяемой на момент заключения договора доверительного управления либо имущественного найма (аренды) в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Республике Казахстан.
Рыночная стоимость в течение срока имущественного найма (аренды) или доверительного управления подлежит индексации в соответствии с уровнем инфляции и может быть выплачена в рассрочку, которая предоставляется на срок не более трех лет после даты заключения договора купли-продажи. Возможность приобретения объекта приватизации по рыночной стоимости в рассрочку включается в условия тендера по передаче в имущественный найм (аренду) или доверительное управление с правом выкупа. Срок и порядок выплаты рыночной цены в рассрочку оговариваются в договоре купли-продажи.
10. Порядок расчетов
87. Договор купли-продажи подписывается продавцом и покупателем.
В договоре указывается ссылка на протокол о результатах торгов, как основание заключения договора.
88. Лицо, выигравшее торги, при неподписании протокола о результатах торгов или договора купли-продажи утрачивает внесенный им гарантийный взнос и возмещает продавцу понесенный им реальный ущерб в части, не покрытой гарантийным взносом.
89. Расчеты по договору купли-продажи производятся между продавцом и покупателем, при этом покупатель производит расчеты в следующем порядке:
1) авансовый платеж вносится в размере не менее пятнадцати процентов от цены продажи объекта приватизации в срок не позднее десяти рабочих дней со дня подписания договора купли-продажи (гарантийный взнос засчитывается в счет причитающегося авансового платежа);
2) оставшаяся сумма вносится по договоренности сторон, но не позднее тридцати календарных дней со дня подписания договора купли-продажи.
90. В случаях просрочки авансового или окончательного платежа допускается расторжение продавцом договора в одностороннем порядке и предъявление требования к покупателю о возмещении реальных убытков в части, не покрытой гарантийным взносом.
91. Передача объекта приватизации, за исключением государственных пакетов акций, производится по акту приема-передачи не позднее тридцати календарных дней с даты полной оплаты покупателем цены продажи по договору купли-продажи, за исключением случая, указанного в пункте 95 настоящих Правил.
Сведения о подписании акта приема-передачи покупателем вносятся продавцом на веб-портал реестра в двухдневный срок.
Подписанный акт приема-передачи является основанием для проведения государственной регистрации об изменении собственника на проданный объект приватизации.
92. Передача государственных пакетов акций производится после полной оплаты покупателем цены продажи по договору купли-продажи путем подписания приказа о переводе ценных бумаг.
93. Оплата в рассрочку допускается лишь в случаях, когда условия возможной рассрочки были заблаговременно доведены до сведения участников торгов. При этом размер первоначального взноса не может быть меньше пятнадцати процентов от цены продажи, а период рассрочки не может превышать три года.
94. Первоначальный взнос вносится покупателем в течение тридцати календарных дней со дня подписания договора купли-продажи. При внесении последующих сумм, на еще не внесенные суммы продавцом начисляются проценты исходя из официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан. Внесение последующих сумм должно осуществляться не реже одного раза в квартал.
Обеспечением своевременного погашения платежей служит право залога продавца на приобретенное покупателем имущество, если иной способ обеспечения не предусмотрен договором купли-продажи.
95. При продаже объекта в рассрочку передача осуществляется путем подписания акта приема-передачи объекта приватизации после оплаты первоначального взноса с одновременным заключением договора залога, подлежащего соответствующей регистрации, если иной способ обеспечения не предусмотрен договором купли-продажи.
При продаже государственного пакета акций в рассрочку передача осуществляется путем подписания приказа о переводе ценных бумаг после оплаты первоначального взноса с одновременным заключением договора залога, подлежащего соответствующей регистрации.
11. Средства, полученные от продажи объекта приватизации
96. Средства, полученные от приватизации объектов республиканской собственности, направляются в республиканский бюджет и сведения о них включаются в реестр продавцом в течение пяти рабочих дней с даты оплаты покупателем цены продажи по договору купли-продажи.
Средства, полученные от приватизации объектов коммунальной собственности, направляются в местный бюджет и сведения о них включаются в реестр продавцом в течение пяти рабочих дней с даты оплаты покупателем цены продажи по договору купли-продажи.
97. Подготовка и проведение торгов по приватизации осуществляются за счет бюджетных средств.
98. Оплата услуг организатора и/или единого оператора включается в расходы продавца на подготовку и проведение торгов по приватизации.