Межсирийские переговоры, которые специальный посланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура старается запустить в Женеве, во вторник вновь не смогли набрать обороты, передает ТАСС.
Противоречия сторон, касающиеся аспекта терроризма, с одной стороны, и гуманитарного аспекта - с другой, все четче проступают в заявлениях делегаций. Их позиции, кажется, не сдвинулись ни на сантиметр с начала третьей по счету попытки запустить процесс мирного урегулирования в стране, в которой вот уже пять идет гражданская война.
Одна встреча вместо двух
Во вторник из двух запланированных встреч состоялась всего одна - с представителями правительства.
Делегация поддерживаемого Эр-Риядом оппозиционного Высшего комитета по переговорам (ВКП) так и не появилась во Дворце Наций, а глава делегации Дамаска вообще заявил, что торжественно объявленный 1 февраля де Мистурой официальный старт межсирийских консультаций был его "личной интерпретацией", что сейчас процесс находится на предварительной стадии, а по существу переговоры еще и не начинались. "Условия пока не созданы. Мы находимся на подготовительной стадии, предшествующей официальному старту этих непрямых дискуссий", - сказал журналистам по итогам 2,5-часовых переговоров с де Мистурой глава делегации правительства Сирии, постпред страны при ООН Башар Джаафари. При этом он обратил внимание на то, что и сам де Мистура понял это. Что по этому поводу думал эмиссар международного сообщества впрочем, осталось не ясным. Итальянско-шведский дипломат предпочел во вторник не общаться с прессой.
Списка делегации ВКП до сих пор нет
Зато сам Джаафари ответил на вопросы журналистов, во время которых стало ясно, что, как и два года назад, во время закончившейся провалом конференции "Женева-2", делегаты Дамаска считают принципиально важным вопрос борьбы с терроризмом. Глава правительственной делегации указал на то, что им до сих пор не представлены списки делегации от оппозиции. "Мы до сих пор не знаем, с кем конкретно нам предстоит общаться в Женеве. Состав делегации с другой стороны неизвестен", - указал дипломат.
Требования оппозиции
Делегация же ВКП во вторник в Дворце Наций не появилась, зато активно общалась с журналистами поблизости от штаб-квартиры ООН. Суть всех заявлений сводилась к следующему - прежде, чем начнутся переговоры, необходимо выполнить положения резолюции СБ ООН 2254. Прежде всего, они требуют решить три вопроса - обеспечить доступ в осажденные города (параграф 12 резолюции), прекратить нападения на гражданских лиц (параграф 13) и освободить из тюрем женщин и детей. "Наша цель - добиться немедленной имплементации параграфов 12 и 13 резолюции прежде, чем начнутся переговоры", - говорилось в распространенном во вторник заявлении ВКП.
Опасность срыва переговоров
Замглавы МИД России Геннадий Гатилов, который с 1 февраля находится в Женеве, предупредил, что увязывание начала межсирийских переговоров с выполнением Дамаском некоторых требований может означать попытку заблокировать процесс. "Никоим образом это не предусмотрено резолюцией СБ ООН. Поэтому попытки увязки свидетельствуют о неконструктивности позиции и, возможно, даже о каких-то намерениях заблокировать начало переговоров", - сказал он в разговоре с российскими журналистами во вторник.
Планы де Мистуры не известны
Таким образом, спустя всего день после того, как де Мистура объявил непрямые межсирийские переговоры официально начавшимися, заявления обеих делегаций показали, что они придерживаются другой точки зрения.
Ввиду крайней чувствительности процесса пресс-служба ООН предпочитает даже не анонсировать, какие планы у спецпосланника на следующий день. "Может быть, мы поедем на встречу с де Мистурой завтра (в среду)", - сказал, отвечая на вопрос ТАСС официальный представитель ВКП Салем аль-Муслад. Впрочем, никто и не ждал быстрого сближения позиций между сторонами конфликта, жертвами которого, по самым осторожным оценкам ООН, с 2011 года стали более 250 тыс. человек. Сам де Мистура перед началом переговоров предупредил, что они могут занять не менее полугода. Гатилов же не исключил, что они продлятся дольше. "Не стоит зацикливаться на строгих сроках. Если это будет занимать более полугода, но процесс будет идти, не стоит от него отказываться", - сказал он.
Фото: © EPA/LAURENT GILLIERON