Согласно плану развития города Астаны, Главой государства Нурсултаном Назарбаевым была поставлена задача по вхождению Астаны в топ-50 умных городов мира, в этой связи «умный» город в первую очередь создает комфорт и удобства для жителей и гостей столицы. Для достижения результатов в сфере развития транспортной инфраструктуры ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны» совместно с Управляющей транспортной компанией TOO «Астана LRT» был проведен анализ ситуации в системе общественного транспорта г. Астаны на период 2013-2014 гг.
Анализ показал наличие следующих проблем:
* Низкий уровень пропускной способности улиц,
* Увеличение числа пользователей общественного транспорта,
* Рост числа автомобилей,
* Снижение средней скорости времени в пути,
* Нехватка подвижного состава,
* Дефицит и устарелость общественного транспорта,
* Возрастающий спрос на пригородные перевозки.
Учитывая данные показатели, в рамках программы модернизации транспортного комплекса до 2019 года запланированы мероприятия по развитию общественного транспорта.
Проект City Bus (Сити бас)
В рамках реализации проекта было запланировано и уже частично реализовано поэтапное обновление подвижного состава. Приобретено и выпущено на маршруты 358 автобусов марки «Iveco», соответствующих международным стандартам. Выведено их эксплуатации 210 автобусов, не соответствующих требованиям Правил перевозки
пассажиров. В 2016 году для этих целей планируется закупить 200 новых автобусов, а к 2018 году еще 350. В рамках проекта в Астане начали курсировать 6 ритмичных Express-маршрутов:
* № 100 ЖД Вокзал - Аэропорт
* № 101 Межрегиональная больница - Жағалау-3
* № 102 Көктал-2 - Клинико-реабилитационный комплекс
* № 103 Рынок « Шарын » - Қараөткель-2
* № 104 ул. Болашак - ЖК « Сарайшық»
* № 105 «Бал бала» - «Жібек жолы»
Благодаря этим маршрутам удалось разгрузить основные направления и обеспечить альтернативные варианты поездки. В 2016 году планируется запустить еще 7 дополнительных Express-маршрута.
По итогам проведенного анализа с участием международных консультантов компании TYPSA, проведена масштабная реализация маршрутной сети города Астана.
Изменены 39 маршрутов:
* 14 чрезмерно длинных маршрутов поделены на 2 части.
* Количество маршрутов увеличилось с 52 до 63 ед.
В результате налажено расписание движения, улучшена система маршрутов, повышено качество обслуживания пассажиров.
Единая диспетчерская служба
В рамках модернизации общественного транспорта до 2018 года будет создана единая диспетчерская система, которая обеспечит высокое качество обслуживания и позволит своевременно реагировать на непредвиденные ситуации и происшествия на общественном транспорте.
Проект «Школьный автобус» - School bus
Специальные автобусы обеспечат безопасную перевозку школьников и разгрузят столичные дороги. По ситуации на Февраль 2016 г. ведутся переговоры между педагогическим составом учебных заведений и родительскими комитетами о количестве необходимых единиц и маршрутных направлениях.
Городское такси – City taxi
Запланирован запуск новой системы городских такси. Автомобили будут оснащены современными технологиями (безналичный платеж, отчетная документация, интеграция с мобильными приложениями) благодаря которым будет обеспечено высокое качество обслуживания пассажиров.
Пригородные направления.
Для повышения качества обслуживания пользователей общественного транспорта в Астане были запущены 12 пригородных маршрутов, которые соединяют Астану с 16 пригородными населенными пунктами.
* № 302 Астана – Тайтобе
* № 303 Астана – Косшы
* № 304 Астана – Жибек жолы
* № 306 Астана – Талапкер
* № 307 Астана – Коянды
* № 311 Астана – Воздвиженка
С 2016 года планируется улучшение сервиса междугородних перевозок. Вместе с тем, уже сегодня общественный транспорт оснащен возможностью бесплатного доступа к сети интернет (Wi-Fi-Bus). Только за первый месяц реализации проекта, данным сервисом воспользовались свыше одного миллиона пассажиров.
Электронная система оплаты проезда (ЭСОП)
Во втором квартале 2016 года в рамках Программы модернизации транспортного комплекса города в Астане будет запущена электронная система оплаты проезда. На сегодняшний день по данному направлению проведена следующая работа:
* Организовано 25 специальных пунктов для фоторегистрации.
* Проведена фоторегистрация 67 тыс. льготной категории граждан из 97 тыс.
* Проведена фоторегистрация 80 тыс. школьников.
* Завершена поставка оборудования в полном объеме.
Электронная система оплаты проезда позволит улучшить качество сервиса пассажирских перевозок, упростит процедуру оплаты проезда, предоставит возможность выбирать различные тарифные планы, исходя из собственных потребностей и создаст прозрачность денежного оборота в сфере пассажирского транспорта.
Проект Bus stop.
Посредством привлечения инвестиционных средств впервые в Астане в 2015 году были установлены 27 остановочных павильонов закрытого типа. Инвестпрограмма предполагает установку еще 55 новых павильонов в 2016 году. Преимущество данных павильонов:
* Изолирование от неблагоприятных погодных условий.
* Система видеонаблюдения.
* Система информирования.
* Система отопления.
* Вентиляция.
* Бесплатный доступ к Wi-Fi.
Для удобства пассажиров в 2015 году внедрено мобильное приложение «Astra Bus». С его помощью пассажиры могут выстроить оптимальный маршрут, чтобы добраться из одной точки города в другую, получить информацию об актуальных городских маршрутах, посмотреть движение автобусов в режиме онлайн. Только за период с 1 января по 20 февраля данное приложение скачали 94 469 пользователей мобильных телефонов.
Кроме того, в целях контроля за работой общественного транспорта создана Служба транспортного контроля (СТК). Сотрудники данной организации осуществляют мониторинг общественного транспорта на предмет нарушений правил перевозки пассажиров и багажа, проверяют санитарно-техническое состояние автобусов, осуществляют контроль за проведением оплаты проезда пассажирами на городском общественном транспорте. Благодаря этой работе в 2015 году инспекторами СТК выявлено свыше 200 нарушений Правил перевозок пассажиров и багажа.
В городе работает Центр квалификации специалистов транспорта. В данном центре водители и кондукторы проходят курсы оказания первой медицинской помощи, курсы психологии, правила общения с пассажирами, а также проблемные ситуации и способы выхода из них. В 2015 году в Центре прошли обучение 666 водителей и 459 кондукторов. В 2016 году планируется обучить 1641 водителя и 1 108 кондукторов.
Благодаря вышеперечисленным мерам в Астане удастся создать альтернативные виды общественного транспорта, улучшить сервис и качество предоставляемых услуг, развить систему пассажирских перевозок в городе.