В Казахстане ужесточат требования к застройщикам, участвующим в долевом строительстве

Благодаря введению новых механизмов будут минимизированы риски дольщиков.
В Сенате рассмотрены законопроекты «О долевом участии в жилищном строительстве» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам долевого участия в жилищном строительстве», передает Zakon.kz.

Законопроекты направлены на введение новых механизмов вовлечения средств населения в жилищное строительство и минимизацию рисков дольщиков.

Основной законопроект предусматривает следующие способы организации долевого жилищного строительства:
1) через гарантирование долевых вкладов;
2) проектное финансирование банком второго уровня;
3) возведение «каркаса» жилого здания за счет собственных средств застройщика.

По первому способу Застройщик создает уполномоченную компанию, в уставный капитал которой вносит земельный участок, проектно-сметную документацию, деньги или незавершенное строительство в размере 10% и 15% от проектной стоимости.

При этом застройщик должен иметь опыт работы не менее трех лет со строительством жилых зданий не менее 18 тыс. кв.м. в городах республиканского значения, столице и не менее 9 тыс. кв.м. при строительстве в регионах, безубыточную деятельность за последние два финансовых года, а также соотношение заемного и собственного капитала, не более семи.

Заключенный договор гарантии между Фондом гарантирования, застройщиком и уполномоченной компанией является основанием для привлечения денег дольщиков.
В случае неисполнения уполномоченной компанией обязательств по строительству жилого здания, создаваемый Фонд гарантирования жилищного строительства при АО «НУХ «Байтерек» гарантирует завершение строительства и передачу дольщикам квартир.

По второму способу финансирование долевого строительства организуется Застройщиком с привлечением кредита в банке второго уровня на сумму, достаточную для завершения строительства жилого здания. Банк будет осуществлять отбор застройщиков через квалификационные требования.
При этом застройщик должен обладать опытом возведения жилых зданий не менее трех лет, общей площадью не менее 18 тыс. кв.м. в городах республиканского значения, столице и не менее 9 тыс. кв.м. при строительстве в регионах. Уполномоченная компания должна иметь земельный участок и проектно-сметную документацию.

После прохождения всех процедур застройщик и уполномоченная компания обращаются в местный исполнительный орган для получения разрешения на привлечение денег дольщиков, которые может использовать после возведения каркаса жилого здания по решению банка второго уровня.
Банк будет выделять и контролировать целевое использование денег в соответствии с актами выполненных работ, подтвержденных инжиниринговой компанией.
По третьему способу деньги дольщиков привлекаются после возведения «каркаса» жилого здания за счет собственных средств застройщика и уполномоченной компании.

Снижение риска незавершения строительства обеспечивается более высокими квалификационными требованиями для застройщика и уполномоченной компании, а также значительным собственным участием.
Застройщик и уполномоченная компания могут привлекать деньги дольщиков только после получения разрешения на привлечение денег дольщиков от местного исполнительного органа.

Ожидаемые положительные результаты от принятия законопроекта:
- минимизация рисков для дольщиков путем снижения
вероятности нецелевого использования средств дольщиков и срыва сроков строительства посредством контроля расходования средств;
- снижение стоимости финансирования и цены продажи жилья посредством доступа застройщика к средствам дольщиков в процессе строительства, что положительно отразится на доступности жилья для населения;
- увеличение кредитования строительного сектора банками второго уровня за счет снижения рисков в секторе жилищного строительства.

Сопутствующим законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты РК:
в Гражданский кодекс – предлагается признать объект незавершенного строительства имуществом уполномоченной компании в целях административного воздействия на уполномоченную компанию;
в Бюджетный Кодекс – в части зачисления денег в счет пополнения уставного капитала Фонда непосредственно на его банковский счет и предоставления Фонду возможности инвестирования денег из специально созданного резерва;
в Налоговый Кодекс - в части исключения из совокупного годового дохода Фонда гарантирования суммы гарантийных взносов, денег, полученных в порядке удовлетворения требований по выплатам по завершению строительства жилых зданий, инвестиционных доходов, в пределах средств направленных на увеличение резерва для урегулирования гарантийных случаев;
в Кодекс об административных правонарушениях – предлагается ввести уточняющие нормы, в связи с появлением новых участников долевого строительства и их обязанностей.

Также, с введением новых способов долевого строительства предлагается привести в соответствие нормы Земельного кодекса, Законов «О рекламе», «О реабилитации и банкротстве», «О разрешениях и уведомлениях», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», «Об аудиторской деятельности», «О техническом регулировании» и «О гражданской защите».

Фото: zhitomir.mesto.ua
Следите за новостями zakon.kz в: