Никто не будет спорить, что торговля всегда содействует росту национального дохода. Бизнесменам легче торговать за рубежом, когда на их пути не ставят никаких препятствий и ограничений. Вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) может гарантировать это равноправие, в том числе и казахстанским экспортерам.
Почему торговать во ВТО намного легче? Любая страна ставит заслоны импорту, многие руководствуются защитой национального производства. Но основная цель ВТО - чтобы все страны-члены организации открыли свои границы, ликвидировав таможни, пошлины, квоты и иные барьеры, предохраняющие национальную экономику от напора иностранной конкуренции. Соглашения ВТО содержат обязательства стран снизить таможенные тарифы, ослабить другие торговые ограничения, а также открыть и не закрывать внутренние рынки услуг для своих зарубежных партнеров.
Эти преимущества, как раз нужны Казахстану, который имеет солидный пакет экспорта и нуждается в импорте для развития некоторых отраслей. 19 лет усиленной работы привели к тому, что 27 июля прошлого года в Женеве Президент Нурсултан Назарбаев подписал протокол по присоединению нашей республики к Всемирной торговой организации. Казахстан стал 162-ым членом ВТО.
Но, как и раньше многих беспокоит вопрос: А готовы ли отечественные предприятия к такому давлению? Миссия не легкая: найти «золотую середину» между принципом свободной торговли и политикой поддержки местного производства. Однако опыт многих стран показывает, при правильной политике, можно извлечь выгоду от членства в ВТО и не потерять национальный бизнес.
Национальное агентство по развитию местного содержания «NADLoC» МИР РК изучило опыт стран-членов ВТО в сфере предоставления преференциального режима в закупках и выявление альтернативных мер поддержки в рамках интеграции. То есть поддержка без нарушения правил ВТО.
Взять, например Бразилию, которая является членом ВТО с 1 января 1995 года. В определенных аспектах страна схожа с Казахстаном. Обеим присуща сырьевая направленность, в частности нефтегаз и энергетический сектор. К примеру, в автомобильной промышленности, импортеры в Бразилию должны оплатить федеральные и государственные налоги, что увеличивает реальную стоимость товара вдвое. Между тем, другие строгие рамки и правила политики местного содержания позволили достичь значительной доли местного содержания на рынке труда, товаров и услуг, а также содействуют Бразилии в восстановлении судостроительства.
Или наш ближайший сосед - Россия. Является членом ВТО с 2012 года. РФ для поддержки местных производителей приняла механизм субконтрактации. Это способ организации производства, использующий разделение труда между контрактором - сборочным предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями и субконтракторами - специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы, и услуги. Такой подход позволяет малым и средним предприятиям производить качественную продукцию и не тратить средства на приобретение оборудования, аренду производственных площадей. В соответствии с международной практикой, в РФ субконтрактация получила наибольшее распространение в секторах промышленности: машиностроение, металлообработка, электротехника, электроника, услуги промышленного назначения и.т.д.
Такой же центр субконтрактации начинает внедряться и в Казахстане, процесс развития которого осуществляется в NADLoC.
Так как ВТО направлена на свободную торговлю без дискриминации всех участников этого процесса, казахстанским властям пришлось защищать меры поддержки местных производителей. Некоторые из мер касаются местного содержания в закупках. Так, в рамках договоренностей с ВТО до 2021 года Казахстан сохраняет за собой право требовать местное содержание в работах и услугах на уровне, не превышающем 50% на недропользование, а также сохраняется 20% скидка в закупках недропользователей. За этот период предприятия должны подтянуться и поднять качество своей продукции, показать свою конкурентоспособность. В закупках национальных компании, «дочках» АО ФНБ «Самрук Казына» этот срок меньше - до 1 января 2016 года местное содержание остается приоритетом. Но потом, спустя год, в тендерах национальных компании уже смогут выигрывать и иностранные компании. Вместе с тем, в условиях интеграции (ВТО, ЕАЭС) мониторинг местного содержания не запрещен.
Но это не все. В целом же, председатель агентства «NADLoC» Кайрат Бектургенев говорит, что прошедший год был насыщен событиями и мероприятиями, направленными на развитие местного содержания и поддержку отечественных производителей.
В конце года создано объединение юридических лиц «Ассоциация «Сделано в Казахстане», в которой зарегистрированы более 100 компаний и число производителей думаю, будет расти и дальше. Одна из главных задач Ассоциации заниматься популяризацией товаров отечественного производства и проведение четкой регламентации механизма пользования единого логотипа «Қазақстанда жасалған-Сделано в Казахстане», что позволит ему достичь статуса особого знака отличия и качества отечественной продукции. Как известно, наличие стильной и запоминающейся эмблемы - залог эффективных продаж. Логотип стал узнаваемым и популярным в обществе, поэтому появление его на продукции, существенно поднимет уровень узнаваемости в стране и за ее пределами.
Также совсем недавно в Астане был открыт первый универмаг казахстанских товаров легкой промышленности. В универмаге представлены более 30 производителей Казахстана. Активно ведет свою работу электронная торговая площадка «Postmarket.kz», которая связывает покупателей и производителей товаров по всему Казахстану. Все эти мероприятия как раз направлены на поддержку национального бизнеса, не противоречивая нормам ВТО.
Кроме того разработана программа «Производительность -2020», которая начала свою работу в 2011 году в рамках реализации ГПИИР и направлена на повышение производительности труда в приоритетных секторах экономики и повышение работоспособности. В 2011-2015 годах мерами поддержки в рамках программы «Производительность-2020» воспользовались боле 100 казахстанских предприятий. Это такие меры, как возмещение части затрат, долгосрочное лизинговое финансирование, инновационные гранты. В рамках реализации второй пятилетки расширена линейка мер поддержки и упрощен механизм их предоставления.
Предприятия могут воспользоваться такими мерами поддержки, как разработка или экспертиза ТЭО для проектов; обучение сотрудников в Казахстане и за рубежом; привлечение иностранных специалистов; технологический аудит, энергоаудит, консалтинг в области информационных технологий; разработка промышленного дизайна. Также предусмотрены меры поддержки, касающиеся модернизации производства. Меры поддержки могут получить все предприятия обрабатывающей промышленности (кроме производства алкоголя и табачной продукции), которые проработали не менее одного года. Программа дала толчок для начала перестройки национальной экономики и уже показывает успешные примеры в реализации проектов. Такая поддержка для малого и среднего бизнеса довольно ощутима.
«В настоящее время в Казахстане отсутствует комплексный подход к пропаганде отечественной продукции, все министерства и ведомства осуществляют мероприятия по пропаганде в рамках своих направлений. Например, в детских садах питание необходимо закупать только у казахстанских производителей и показывать пакеты с молоком, творогом, сметану и т.д., при этом рассказывая, что это казахстанское, а значит самое лучшее, тем самым у детей будет закладываться узнаваемость казахстанской продукции и соответственно уже с детства повысит узнаваемость и приверженность к национальной продукции. Одеть школьников в единую форму казахстанского производства. При обучении в ВУЗах необходимо рассмотреть вопрос об обязательном прохождении практики именно на казахстанских предприятиях. Нам всем надо сплотиться и тогда казахстанский бизнес должен выдержать ту конкуренцию, которая создается в рамках ВТО. Это один из важных шагов нашей страны на пути вхождения в 30 - ку развитых стран мира. Сейчас нам нужно усердно работать, нужно поднимать нашу продукцию и конкурентоспособность», - заявил Кайрат Бектургенев.
Адаптация в ВТО - это не только благополучие местного производства и экспортеров. В конце концов - это более широкий ассортимент продукции более высокого качества, что очень выгодно для населения. Представьте себе весь ассортимент импортных товаров: фрукты и овощи, продукты питания, одежда и другие продукты, которые ранее считались экзотическими, свежие цветы из любого уголка мира, всевозможные товары для дома, книги, музыка, фильмы и так далее. А теперь представьте себе также те товары, которые люди в других странах могут получать, экспортируя их из нашей и других стран. Импорт позволяет нам расширить выбор, как товаров, так и услуг, плюс обеспечить более высокое их качество. Даже качество местных товаров может улучшиться из-за конкуренции со стороны импорта.
Что и говорить, ведь членство в ВТО - это «второе дыхание» для нашей экономики.
Фото: aif.ru