Новым этапом модернизации антикоррупционной политики стало принятие нового закона «О противодействии коррупции». Его отличительная черта – это внедрение конкретных механизмов предупреждения коррупции с вовлечением в данный процесс всего общества.
На законодательном уровне дано новое определение «коррупции», которое предусматривает получение или извлечение не только имущественных, но и неимущественных благ и преимуществ, в том числе в пользу третьих лиц.
Ответственность субъектов коррупции будет рассматриваться только через призму уголовного и административного законодательства.
Ранее, в соответствии с утратившим силу законом «О борьбе с коррупцией» проступки, квалифицировавшиеся как правонарушения, создающие условия для коррупции, переведены в разряд проступков, дискредитирующих государственную службу.
Санкции за совершение указанных проступков сохранились, и они теперь отражены в статье 44 закона «О государственной службе Республики Казахстан».
В частности, согласно статье 50 данного закона, госслужащий может быть уволен с занимаемой должности за совершение следующих проступков:
- за передачу государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов;
- делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также за контроль и надзор за нею;
- передачу государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;
- принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и иных форм от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством РК;
- принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций от государственных служащих и иных лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе.
- принятие приглашений во внутригосударственные и зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц как иностранных, так и Республики Казахстан, за исключением поездок:
по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет;
по приглашению иных физических лиц (с согласия вышестоящего должностного лица или органа), если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых;
осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан или на взаимной договоренности между государственными органами Республики Казахстан и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;
осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо органа для участия в научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств организаций, в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких организаций;
- использование не предусмотренных законодательством республики преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.
Также - за повторное совершение любого из нижеуказанных дисциплинарных проступков в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первый дисциплинарный проступок, влечет увольнение с занимаемой государственной должности. В частности за:
1) за неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;
2) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;
3) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством Республики Казахстан, либо ее задержка, передача недостоверной или неполной информации;
4) требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством Республики Казахстан;
5) дарение подарков и оказание неслужебных услуг официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий указанных лиц имущественной выгоды, блага либо преимущества;
6) явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав, свобод и законных интересов;
7) грубые нарушения требований к организации и проведению проверок в отношении субъектов предпринимательства, установленных в подпунктах 1), 2), 3), 4) и 7) статьи 151, подпунктах 2), 6) и 8) пункта 2 статьи 156 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан;
8) участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами;
9) использование своих должностных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением своих материальных интересов либо близких родственников и свойственников;
10) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной службе;
11) оказание неправомерного предпочтения физическим и (или) юридическим лицам при подготовке и принятии решений;
12) оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством Республики Казахстан содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности.
Таким образом, в случае увольнения госслужащего с занимаемой должности за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу, то впоследствии это лицо не допускается на государственную службу.
Указанные меры направлены, прежде всего, на повышение ответственности госслужащих, укрепления дисциплины, а также на превенцию коррупции.
Е. Салыкбаев, руководитель Управления Департамента Министерства по делам государственной службы РК по Костанайской области