У Казахстана есть шанс доказать свою экономическую состоятельность

2016 год становится для Евразийского экономического союза новым этапом в своем развитии.
Развитие Евразийского союза, несмотря на сложную экономическую ситуацию, предлагает новые альтернативы встраивания региона в глобальную экономическую систему. По уже сложившейся традиции главным инициатором новшеств выступает внутренний двигатель интеграционных процессов - Казахстан.

2016 год становится для Евразийского экономического союза новым этапом в своем развитии. В феврале Президент РК Нурсултан Назарбаев обратился к главам государств-членов Евразийского экономического союза с предложением начать практическую работу по созданию зоны свободной торговли стран Союза и ШОС. И эта работа уже началась накануне, 18 марта, на заседании совета Евразийской экономической комиссии (ЕАЭС) было объявлено, что идет подготовка соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, а зона свободной торговли в перспективе явится закономерным завершением подобной экономической кооперации.

Возможности евразийского единства

Данное решение вполне объяснимо, не секрет, что на сегодняшний день рынок энергоносителей находится на одной из своих нижней ценовой точке. Более того, идут серьезные дискуссии о том, что мы видим очертания конца так называемого «нефтяного века». В этих условиях нужен новый подход к экономическому развитию страны и всего региона. Этим подходом по сути уже стал ЕАЭС, так именно серьезная региональная кооперация позволит предложить новую модель экономического роста.

Напомним, что договор о создании ЕАЭС - это договор о свободе «четырех пространств» – движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Но самое главное, что подобная свобода приводит к стандартизации огромного пространства Евразии и позволяет использовать одно из своих главных преимуществ – роль транспортного моста между Европой и Азией. Причем под транспортным мостом имеется в виду не только перевозка товаров, но и развитие всех сопутствующих технологий и инфраструктуры.

Если взять нашего соседа – экономического гиганта Китай, то можно заметить, что рост «китайского чуда» в последние годы в немалой степени обеспечен развитой транспортной инфраструктурой. Невооруженным глазом видно, как изменили экономику Поднебесной высокоскоростные поезда и автобаны. Мультикапликативный эффект позволил получить доходы в казну и карманы граждан даже в самых неожиданных областях: от простых продаж на пути следования до приложений мобильных телефонов, позволяющих приобретать билеты или отправлять посылки.

Нужно обратить внимание, какая титаническая работа была проведена в Казахстане и других странах Евразийского союза, чтобы только начать путь к единым «правилам игры». Естественно, еще предстоит приложить много усилий, однако внешние игроки уже положительно оценивают появляющиеся перспективы. Развертывание производства в Казахстане таких признанных мировых брендов, как Тойота, Хендэ и даже пресловутого Макдональдса в немалой степени за счет большей устойчивости и прозрачности экономики, которую как раз таки, обеспечивает региональная кооперация.

Активная дипломатия Казахстана

Именно, исходя из тех возможностей, которые предоставляет единое пространство, Китай решился на новый для него путь масштабных инвестиций и производственного сотрудничества - в плане переноса целых кластеров производства на казахстанскую территорию. Причем нужно отметить, по многим параметрам «евразийские переговорщики» могут смело обращаться к опыту казахстанской дипломатии, которая в рамках взаимодействия с китайской стороной приобрела довольно высокую квалификацию. Это и работа по состыковке программы инфраструктурного строительства «Нурлы жол» и проектов «Экономического пояса Шелкового пути», и переговорный процесс по производственному сотрудничеству, в котором высшее руководство КНР на той же сессии ВСНП указало Казахстан в качестве лидера среди стран, входящих в ЭПШП. По этому направлению уже заключено 52 проекта на сумму более $24 млрд.

Благодаря этому накопленному опыту, казахстанский МИД действует значительно более четко, чем российские или белорусские коллеги по ЕАЭС. Даже российские эксперты кулуарно признают, насколько решительно выступает Астана, перехватывая инициативу и выступая пионером по реализации ряда совместных экономических проектов.

Результат налицо. По данным Евразийского банка развития, Казахстан по итогам 2015 года вошел в число лидеров среди стран ЭПШП по объему полученных китайских инвестиций. Только казахстанский транспортный комплекс привлек $6,2 млрд прямых инвестиций из Китая. В энергетический сектор инвестиции достигли отметки $17 млрд. Для сравнения, капиталовложения в весь российский топливный комплекс составили всего $1,2 млрд. Сейчас инвестиции из КНР в Казахстан в 10,5 раза превышают китайские вложения в Россию. Среди новых проектов можно выделить открытие китайско-казахстанского фонда сотрудничества по производственным мощностям, производство автомобилей и завод по изготовлению полипропилена. В течение года ожидается открытие еще нескольких производств.

Поэтому Китай позитивно отреагировал на идею о создании Зоны свободной торговли между ЕАЭС и ШОС. На одной из встреч с журналистами директор департамента Евразии Министерства коммерции КНР Лин Цзи отметил, что Китай с большим оптимизмом смотрит на возможность создания зоны свободной торговли с ЕАЭС. Более того, на самом важном политическом событии Китайской Народной Республики, сессии Всекитайского собрания народных представителей, проходившей в начале марта, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян выразил удовлетворение ходом переговоров с ЕАЭС и отметил о перспективах сотрудничества.

Перспективы свободного рынка

Речь идет о выстраивании единого масштабного транзитного, финансового, логистического пространства, которое свяжет Китай (и рынки АТР) с рынком Европейского союза, захватывая по пути регионы Южной Азии. Причем важно понимать, что Китай - это крайне перспективный и необъятный рынок. Это очень хорошо почувствовали южно-азиатские соседи КНР, когда пару лет назад Пекин открыл рынки для них. Таиландские, вьетнамские, филиппинские и другие бизнесмены, прорвавшись на китайский рынок, получили доходы совсем другого уровня, что позволило расширить производство, увеличить рабочие места, а это новые выплаты в бюджет страны. Это, кстати, начисто опровергает тезис о том, что на китайском рынке невозможно конкурировать. Сейчас филиппинские товары, как продукция «Себу манго», на всех полках магазинов. Или, например, шоколад и конфеты российской фирмы «Аленка», который буквально покорил жителей Поднебесной.

Для Казахстана особую перспективу сулит продовольственный рынок: а именно мясо, вода, овощи, фрукты и т.п. Например, в России казахстанские продукты пользуются славой экологически чистых и люди, следящие за здоровьем, специально покупают именно их. Тем более, что благодаря ЕАЭС, цена позволяет конкурировать без особых проблем. Если казахстанскому пищепрому удастся выйти с правильным позиционированием на китайский рынок, который как никто страдает от отсутствия экологически чистых продуктов, то, как минимум, в азиатском секторе, казахстанская экономика займет хорошую позицию, причем без нефти.

Понимание этого в Казахстане присутствует на уровне руководства страны. Сейчас проходит год председательства Казахстана в Евразийском экономическом союзе и то, как были нами заданы внешнеэкономические приоритеты, демонстрирует понимание важности использования фактора внешних связей. Именно поэтому Глава государства Н. Назарбаев предложил объявить 2016 год «Годом углубления экономических отношений Союза с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями», а в числе приоритетов названы: сопряжение ЕАЭС и ЭПШП, углубление сотрудничества с Шанхайской организацией сотрудничества и Европейским союзом. Что, кстати, помимо Китая, сегодня подразумевает и кооперацию с таким гигантским рынком, как Индия.

Действует рабочая группа по выработке предложений по совместным проектам в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения Союза и Экономического пояса Шелкового пути. Говорится о том, что сопряжение предполагает создание современных систем международных логистических центров и хабов по основным международным транспортным коридорам Евразии: «Западная Европа – Западный Китай», «Север – Юг», «Восток – Запад» и «Северный морской путь».

***
Эффективность экономического интеграционного объединения, каковым является ЕАЭС, определяется не только выгодами для экономик стран-участниц, но и успешностью взаимодействия с третьими странами и экономическими блоками. И текущий момент предоставляет евразийскому проекту именно такой шанс доказать собственную состоятельность. Если начатая работа будет проведена также успешно и в дальнейшем, то Казахстан, помимо очевидных достижений двустороннего сотрудничества, сможет обеспечить своей экономике задел на долгосрочную перспективу.

Адиль Каукенов

Следите за новостями zakon.kz в: