В Костанае к работе готова площадка по приему старых авто. Уже в ближайшее время здесь будут принимать машины на утилизацию. Но, казахстанцы пока не спешат со сдачей, поскольку рассчитывали на компенсацию, сообщает телеканал «Астана».
Житель Костаная Кенже Конысбай давно планирует сдать куда-нибудь свою старую «копейку». Машина 74-го года выпуска досталась от деда. Хоть и на ходу, но свой срок уже отслужила. Об утилизации автовладелец услышал недавно. Думал, что получит за это небольшую компенсацию. Однако выяснилось, что не только не выплатят деньги, но и, скорее всего, нужно будет самому доплатить за доставку и уничтожение старого авто.
Кенже Конысбай, автовладелец:
- Сейчас лучше продать кому-нибудь на запчасти или металлолом, это выгоднее будет, чем сдавать на утилизацию. Потому что за это, оказывается, еще платить надо. Надо как-то стимулировать население. А так никто свои авто в эти пункты сдавать не будет.
Тем временем в компании «Оператор РОП» сообщили, что вознаграждение за утилизацию не предусмотрено законом. Однако, ведется работа по разработке комплексных мер, призванных стимулировать граждан сдавать старые автомобили. Сейчас в Казахстане открыты три пункта сбора транспортных средств: в Астане, Алматы и Костанае. В следующем месяце аналогичные пункты появятся в Шымкенте и Актобе. К слову, Костанайская площадка для сбора старых авто готова.
Тимур Мурзабеков, представитель ТОО «оператор РОП»:
- В течение месяца должно прийти оборудование - прессы, на которых будут прессоваться машины. Аккумуляторы будут разбираться в специальных ангарах, там так же будут разбираться машины по пластмассовым запчастям, резиновым в отдельности. У нас здесь жд тупик подходит, на который будут грузиться весь товар, который уже спрессованный.
Именно здесь будут складироваться отработавшие свой срок службы транспортные средства. А после постройки шредерного завода - утилизироваться. Независимые специалисты открытие пунктов приветствуют. Это и улучшение экологии, и безопасность на дороге, и толчок для развития отечественного автопрома.
Геннадий Баклайкин, заместитель председателя Союза водителей РК:
- Для улучшения экологической обстановки в городах, в мегаполисах. Ну и второе это будет способствовать тому, чтобы наши граждане, проживающие на территории Казахстана, все-таки не эксплуатировали старые автомобили, а эксплуатировали более новые модели, которые экологически пригодные.
Утилизационный сбор был введен в стране в январе этого года. В случае с новыми автомобилями, собранными на территории Казахстана, его оплата ложится на плечи заводов. А если речь идёт о ввезённых машинах, то на импортёров.
Анара Нуртазина, корреспондент:
- Вопросы у казахстанцев вызывают лишь методы реализации этой программы. К слову, она рассчитана на три этапа. Завершающими являются 2031-2050 годы. В стране зарегистрировано более 4,5 миллионов автотранспортных средств. Из них более 60% уже отработали свой моторесурс. Специалисты сходятся во мнении, что нововведение никак не отразится на стоимости авто. Чиновники же намерены стимулировать граждан сдавать старые автомобили. Сейчас они изучают международный опыт в этой области.
Анара Нуртазина.
Фото: кадр из видео.