По данным статистиков, в Казахстане из года в год увеличивается количество межнациональных браков. И невероятно интересно узнать, как же наше общество реагируют на эту тенденцию, и как сложилась традиция межнациональных семей, соединяющих кровными узами разные народы. Как выясняется, многие достойнейшие сыны казахского народа связывали свои судьбы с представительницами других народов.
Межнациональные браки в Казахстане – тема животрепещущая, вызывающая бурную дискуссию на форумах, в комментариях под статьями, в социальных сетях. И хотя интерес велик, нужно заметить, что по большей части тема «смешанных» браков не вызывает резкого отторжения или массовой агрессии в казахстанском обществе. Если пробежаться по этим всевозможным неформальным площадкам, где рядовые казахстанцы могут высказывать свое мнение, то обнаружится любопытная тенденция, за исключением редких маргиналов, казахстанцы комментируют браки между представителями разных рас, религий и народов очень по-доброму, приводя множество примеров успешных браков из своей жизни. Это говорит о том, что родственные связи между народами в Казахстане широко распространены, и это видно в повседневной жизни.
Мы даже так привыкли к этому, что не осознаем, насколько большим достижением является такая тесная связь и взаимное проникновение культур. И это результат не одного дня, а плод долгого и терпеливого созидания отношений между всеми этносами Казахстана, в котором любовь и дружба побеждали злобу и ненависть.
Ахмет и Александра Байтурсыновы
Как тут не вспомнить знаменитую историю романтического знакомства и чистой искренней любви выдающегося казахского политического и общественного деятеля Ахмета Байтурсынова и его верной супруги Александры. Дочь лесника, у которого проживал молодой Ахмет, стала по-настоящему той самой половинкой, которая заняла место рядом с пламенным борцом за права казахов, вдумчивым литератором и преданным делу ученым, поддерживая его в радости и невзгодах.
А невзгод выпало межнациональной чете Байтурсыновых немало: молот сталинских репрессий обрушился на них в полной мере. И, несмотря на все жизненные беды, супруги трогательно поддерживали друг друга. С истинно женской мудростью, выйдя замуж, Александра приняла ислам и имя Бадриса, чтобы оградить мужа от выпадов и сохранить согласие в семье. А Ахмет Байтурсынов во время очередного отбывания наказаний в лагерях, узнав о тяжелой болезни Александры, находившейся другом лагере, сумел добиться перевода к ней и пытался облегчить жизнь своей супруге.
К несчастью, А. Байтурсынов по несправедливому приговору был расстрелян. Александру привела к безвременной кончине тяжелая болезнь, заработанная в заключении. И все же, несмотря на столь трагическую судьбу, многие очевидцы вспоминают, как пронесли рука об руку свое светлое чувство умный, интеллигентный, крепкий духом Ахмет и мягкая, потрясающе женственная, но с не менее стойким характером Александра.
Алихан и Елена Букейхановы
Не менее яркая любовь в межнациональной семье была у другого видного политического деятеля, одного из лидеров партии «Алаш», а также первого ее председателя Алихана Букейханова. Молодой, энергичный, но уже выделявшийся среди окружающих яркой харизмой и образованностью Алихан, в годы работы в Омске познакомился с Еленой Севостьяновой, дочерью потомков русских переселенцев в Сибирь. А через некоторое время влюбленная пара решила скрепить свою любовь узами брака. Насколько непростое это решение, можно судить по приписываемым отцу Елены словам: «Доченька! Лучшего избранника, чем Алихан, я бы тебе никогда и не пожелал. Но вы оба должны быть готовы к трудностям. Он казах и вырос среди степняков с их условностями и традициями. Ты русская. Ему в степи будут ставить в вину, что избрал русскую. Тебя будут часто упрекать твои соплеменники, что твой муж инородец. Я вас благословляю, но будьте терпеливыми, и хранит вас любовь».
Чета Букейхановых пронесет эту любовь через ужас и кровь гражданской войны, репрессии и гонения. Своего первенца-сына Алихан и Елена назовут казахским именем Укитай, а красавицу-дочку – русским именем Лиза. Алихан Букейханов, даже будучи под домашним арестом старался оберегать свою семью, передавал продукты, боясь, что семья голодает. Но, несмотря на огромную любовь к семье, именно Алихан Букейханов отличался несгибаемым характером и волей, положив свою жизнь на алтарь служения казахскому народу. В кровавом 1937 году за оппозиционные Советской власти убеждения Алихан Букейханов был расстрелян.
Елизавета Букейханова (Дочь Алихана Букейханова) и ее муж Смагул Садуакас
Мустафа и Мария Шокай
Яркой страстью, глубокой преданностью и полной драматических событий запоминается межнациональный брак спорного, но знакового казахского политического деятеля Мустафы Шокая и русской актрисы Марии Гориной. Ради Мустафы Мария Горина бросила мужа, налаженный быт, сцену, достаток. Бросила абсолютно все, чтобы окунуться в стремительный калейдоскоп событий, которые разворачивались вокруг монументальной фигуры Шокая. И хотя в эмиграции семья Шокай столкнется с многими бытовыми трудностями и даже нуждой, Мария не пожалеет о своем выборе.
Будучи опубликованными, ее дневники и письма Мустафы раскрывают всю нежность и трепетность чувств, которую супруги смогли сохранить друг к другу, несмотря на все сложности. А ведь по воспоминаниям семье иногда банально было нечего есть. Были эпизоды совместной жизни, когда Мустафа менял одежду на еду, а Мария продавала комплексные обеды, чтобы хоть как-то прокормить себя. Но даже после стольких трудных совместных лет в письмах жене, Шокай выражал свою неизменную любовь в самых трогательных выражениях: «Береги себя, Родная. Письмо по прочтении сожги. Целую. Твой Мустафа». Шокай погиб при таинственных обстоятельствах, по официальной версии от туберкулеза, по подозрениям Марии был отравлен нацистами. Сама Мария закончила свои дни во Франции, в доме престарелых, но перед смертью внесла огромный вклад в то, чтобы донести информацию о жизни и деятельности своего мужа.
Жаханша и Ольга Досмухамедова
Душа в душу прожили вместе, по свидетельству современников, создав межнациональную семью, другой лидер партии «Алаш», талантливый оратор, прекрасный юрист и пламенный патриот казахского народа Жаханша Досмухамедов и его жена Ольга Колословская, бывшая на момент знакомства студенткой медицинских курсов. Ольга стала опорой Жаханши и в годы стремительного взлета его как политического деятеля, и в годы репрессий. Арестуют Жаханши, чтобы увести на расстрел, в доме, где он проживал вместе со своей неразлучной подругой Ольгой и ее матерью.
Истории этих декабристок казахского народа, показывают, что любовь между мужчиной и женщиной выше предрассудков, а истинного патриота отличает не ненависть к другим народам, а безграничная любовь к своему.
Современность
В современном Казахстане традиция укрепления родственных связей между народами ничуть не уменьшилась. Причем во всех слоях общества, включая таких известных деятелей, как Касымжомарт Токаев и его супруга Надежда Давыдовна, первый космонавт Тохтар Аубакиров и Татьяна Михайловна, знаменитый поэт Олжас Сулейменов и Маргарита Владимировна, режиссер Ардак Амиркулов и Эвелина Юрьевна, политолог и дипломат Ермухамет Ертысбаев и Людмила Анатольевна, публицист Герольд Бельгер и его жена Раиса Закировна, Талгат Мусабаев и Виктория Вольдемаровна, Коломийцев Владимир – Жамиля Ибадуллаевна. И этот список огромен. Как подсказывают данные Республиканского агентства по статистике, рост межнациональных браков непрерывен. Если в 1999 году таких браков было 18 402, то в 2010 году уже 25 669.
К тому же, современная наука подтверждает правильность такого выбора не только химией чувств, но и таким положительным эффектом как снижение риска заболеваемости детей многими аутоиммунными и наследственными заболеваниями.
К примеру, в одном из своих интервью директор Института общей генетики Лейла Джансугурова объясняет, что «смешанные браки обогащают генофонд. В последующих поколениях есть возможность не только «избавиться» от редких болезней, но и дать проявиться положительным генам от обоих родителей. Положительный эффект может проявиться и в социальном плане в виде хорошей приспособляемости, стрессоустойчивости. Ведь дети в таких браках с малолетства должны уметь жить в двух культурах, иногда довольно разных. А это приучает находить компромиссы в любых ситуациях».
С ней соглашается педиатр Алина Самойлова, замечая, что чем выше разница между исходными данными, тем больше возможностей для ребенка получить максимум качественного генотипа. А это и более крепкий иммунитет, и отсутствие наследственных заболеваний».
Конечно, это не должно ввести в эйфорию, разница культур, ментальности, бытовых привычек, разность окружения может только усложнить жизнь молодых, если они не готовы к трудностям совместного проживания и жизни в условиях двух, а то и больше культур. Но настоящая любовь даст только положительный результат, став еще одной ниточкой в дружной семье народов Казахстана.
Майя К.: Я татарка, замужем за казахом. Мне кажется, наше общество очень терпимо и даже хорошо относится к межнациональным бракам. Даже когда мы с семьей гуляем, меня из-за внешности часто принимают за русскую, но реакция всегда очень добрая.
Мои дети считают себя казахами. И проблемы нет, так как ни муж, ни я не создаю такие проблемы. Они просто казахи. И ощущают себя казахами. Я горжусь, что мои дети казахи, и я хочу, чтобы они знали казахский.
Айдын К.: Я казах, женат на русской. В принципе каких-то больших проблем нет, родственники в целом восприняли нормально. Конечно, иногда приходится сталкиваться с легким недоброжелательством или точнее легким осуждением, но меня это не волнует. К тому же это крайне редко, в подавляющем большинстве люди очень доброжелательны ко мне и «казахской келин». Моя жена уже неплохо понимает казахский, и разбирается в казахских обычаях, что вызывает умиление у окружающих. Когда она в магазине или где-то просит что-то на казахском, обычно ее очень хвалят. Мои дети считают себя казахами, младшая ходит в казахскую группу. Я стараюсь как-то привить понимание, что они – часть казахского народа, рассказываю к какому «жузу» и «ру» относится наша семья. У нас дома много казахских сказок.
Жанара С.: Я казашка, мой муж кореец, Виктор. Я не вижу в межнациональном браке вообще никакой проблемы. Есть много друзей, создавших многонациональные семьи. А вот первый брак моего мужа был с кореянкой, и хоть они были из одного народа, жить вместе не смогли. А мы живем дружно, я люблю «тя» и «хе», а он любит бешпармак и казы. Так и живем.
Адиль Каукенов