Представление интересов государства в суде по уголовным делам является одной из конституционных обязанностей прокуроров.
Согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства (ст.337 УПК) прокуроры участвуют в судебном разбирательстве всех уголовных дел, за исключением дел частного обвинения, которые возбуждаются судом по заявлению граждан.
Ежегодно прокуроры поддерживают государственное обвинение по 40 тысячам уголовных дел. В суде прокурор представляет доказательства, излагает суду свое мнение по существу обвинения, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
В случае несогласия с законностью и обоснованностью приговора прокурор приносит на него протест.
К примеру, в 2015 году по протестам прокуроров улучшено положение 440 осужденных, то есть, им уменьшено обвинение, смягчено наказание, изменен вид исправительного учреждения, где им придется отбывать наказание и по другим основаниям.
Всего же за последние 5 лет по протестам прокуроров исправлены приговоры в отношении 5 850 лиц, из них 306 – по протестам Генерального Прокурора. В том числе по актам прокуроров освобождены от уголовной ответственности 300 предпринимателей, ранее осужденных за незаконную предпринимательскую деятельность.
Приговоры проверяются нами также и по поступающим жалобам участников процесса. Пройдя все инстанции, люди в поисках ответов на свои вопросы обращаются именно к Генеральному Прокурору, поскольку только он правомочен принести протест в Верховный Суд.
Поступившие обращения при желании заявителя рассматриваются с их непосредственным участием либо в онлайн режиме.
По требованию Генерального Прокурора рассмотрение обращений постоянно анализируется, чтобы выявить системные нарушения и видеть, чем недовольны граждане.
К примеру, граждане много жаловались на чрезмерно суровое наказание, даже по неопасным деяниям. Анализ показал, что одна из таких причин – рецидив. Из-за него более строго осуждали. Поэтому, когда разрабатывался новый Уголовный кодекс, это было учтено. Его репрессивность в целом была снижена на 30%. И рецидив теперь не влияет на размер наказания, а только на вид колонии.
Закон обязывает правоохранительные органы и суды быстрее восстанавливать права граждан, нарушенные преступлением и привлекать к уголовной ответственности лиц, их совершивших.
С 1 января 2015 года были введены новые УК и УПК, разработанные Генеральной прокуратурой по поручению Главы государства. Весь прошлый год мы работали над их реализацией и ориентировали всех нижестоящих прокуроров на активное применение новелл.
Уголовный процесс действительно стал проще и быстрее.
К примеру, сделки о признании вины, заключаемые между прокурором и обвиняемым, позволили судам каждое десятое дело рассмотреть за день, без волокиты и бюрократии. Самое главное, что потерпевшие получают компенсацию в короткие сроки.
Прокуроры чаще стали предлагать альтернативные наказания за неопасные преступления. Теперь 75% подсудимых осуждаются без изоляции от общества.
В то же время, в отношении убийц, насильников детей, террористов и организованных групп закон стал жестче. К ним не применяются условное наказание, досрочное освобождение и замена наказания на мягкий вид, они не освобождаются от ответственности за примирением.
Подобные строгие меры применяются и к коррупционерам. Хоть и ввели кратные штрафы за взяточничество, стоит отметить, что их размеры достаточно большие. Более того, к ним применяется обязательная конфискация имущества, им пожизненно запрещается работать на государственной и приравненной к ней службе, к ним не применяется условное наказание, они не могут быть освобождены в связи с истечением срока давности обвинительного приговора.
В целом, перед прокурорами всех уровней поставлена задача обеспечивать неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан в уголовном процессе и дальнейшую реализацию потенциала новых кодексов.
Булат Дембаев, начальник Департамента Генеральной прокуратуры РК