Казахстан все активнее налаживает связи с Европой, с 1 мая начинается применение экономической части Соглашения о расширенном партнерстве с ЕС, а министра иностранных дел Ерлана Идрисова называют «лучшим адвокатом Европейского Союза». Сможет ли Астана реализовать планы по сближению ЕАЭС и Евросоюза?
Евразийский экономический союз в настоящее время находится на стадии выстраивания не только систем внутреннего взаимодействия своих участников, но и в процессе формирования механизмов работы с внешними экономическими игроками. Важность последнего направления становится все более актуальной в связи с падением цен на энергоресурсы, а также в связи с системным кризисом экономик, переживаемым на пространстве Союза.
В этих условиях развитие многовекторных и диверсифицированных внешнеэкономических связей является насущной задачей. Однако сегодня очевидная логика экономических преимуществ по ряду направлений бывает отодвинута на второй план политическими обстоятельствами. Речь в данном случае идет о взаимодействии ЕАЭС с Европейским союзом. В связи с тем, что между Россией и государствами Запада имеет место инициированное сверху свертывание целого комплекса экономических связей, страдает как сам Евразийский экономический союз - как интеграционное объединение, так и отдельные государства, вступившие в него.
И в этом плане Казахстан, который на сегодняшний день может считаться самым успешным государством ЕАЭС в плане сохранения и развития международного сотрудничества со всеми потенциальными партнерами Союза, способен стать и примером, и посредником в выстраивании диалога между ЕАЭС и ЕС. Такая позиция подтверждается как собственно высоким уровнем развития взаимодействия между Казахстаном и Европой, так и готовностью Астаны – как исторического автора евразийской интеграции – модерировать и продвигать диалог ЕАЭС-ЕС.
Развитие диалога «Казахстан-ЕС»
Сегодня Европейский союз – это ведущий торговый партнер Казахстана. По данным статистики, товарооборот между Казахстаном и ЕС в 2015 году составил $31,3 млрд, это более 40% от общего внешнеторгового оборота Казахстана. Основной объем привлекаемых в страну прямых иностранных инвестиций приходится на страны Европейского союза (Нидерланды, Франция, Италия, Бельгия, Великобритания и др.). Причем за последние 10 лет взаимный товарооборот увеличился в 13 раз, а объем европейских инвестиций в казахстанскую экономику - в 10 раз.
О том, что казахстанская дипломатия весьма успешна на европейском направлении, говорит тот факт, что Казахстан является единственной страной на постсоветском пространстве, подписавшей с Евросоюзом «Соглашение о расширенном партнерстве». Этот документ, подписанный в декабре прошлого года во время визита в Казахстан Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, является соглашением второго поколения. Он охватывает 29 сфер взаимодействия, причем особенно привлекает внимание своей проработанностью торговый раздел. 25 марта президентом Казахстана был подписан закон о ратификации данного соглашения и с 1 мая уже начнется процесс временного применения его экономической части.
При этом казахстанская сторона действует очень активно не только в части формирования правительственных механизмов оптимизации сотрудничества, но и в части привлечения европейских инвестиций и работы с деловыми структурами. Так, в составе присутствующей в настоящее время в Казахстане испанской делегации, возглавляемой исполняющим обязанности министра иностранных дел и сотрудничества Испании Хосе Мануэлем Гарсия-Маргальо, были также представители таких крупных испанских компаний, как INDRA, MAXAM, INECO, TECNICAS REUNIDAS, EUROFINSA и др.
Казахстан активно взаимодействует с Европой и в формате сотрудничества с наднациональными органами ЕС. К примеру, в середине апреля между министерством сельского хозяйства РК и Европейской комиссией достигнуто соглашение о составлении дорожной карты по вопросам углубления сотрудничества в сфере сельского хозяйства, в том числе рассматривается вопрос транзита товаров через страны ЕАЭС.
В итоге в условиях сложившегося сегодня между ЕС и ЕАЭС кризиса доверия и кризиса экономических отношений Казахстан последовательно сохраняет позиции конструктивного партнера и отчасти медиатора в отношениях между интеграционными объединениями. Неслучайно в ходе проходившего 22 апреля в Астане XIII Евразийского медиафорума посол Франции Франсис Етьен назвал министра иностранных дел Казахстана Ерлана Идрисова «лучшим адвокатом Европейского союза».
Эти слова прозвучали после речи Идрисова, в которой он, в частности, отметил, что для Казахстана отношения с ЕС «занимают особое место», и что «пока мир не создал какой-то лучшей модели интеграции, чем Европейский союз».
Продвижение диалога «ЕАЭС-ЕС»
Обрисованный выше прогресс в казахстанско-европейском сотрудничестве показывает не только значимость западного вектора в политике Астаны, но и в целом внешнеполитическую стратегию государства. Казахстан в рамках Евразийского экономического союза является флагманом в сотрудничестве и с другими ключевыми игроками, к примеру, с Китаем и Ираном.
В то же время отрадно, что в Казахстане на самом высоком уровне присутствует понимание того, что в современных условиях отхода от сырьевой экономики и повышения ценности интеграционных объединений двусторонние отношения не способны в полной мере предоставить стране те возможности, которые она приобретет в результате снятия лишних барьеров и гармонизации всего комплекса стандартов, охватывающих экономическое сотрудничество.
В рамках текущего председательства Казахстана в ЕАЭС предложено объявить 2016 год «Годом углубления экономических отношений Союза с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями», а в числе приоритетов названы сопряжение ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути, углубление сотрудничества с Шанхайской организацией сотрудничества и Европейским союзом.
В апреле в ходе визита в США Нурсултан Назарбаев сообщил о том, что «идет обсуждение с руководством Европейского Совета и Европейской комиссии дальнейших перспектив взаимодействия ЕС и ЕАЭС». Президент Казахстана предложил провести совместную конференцию двух объединений, чтобы политики и эксперты расставили все точки в этом вопросе. По мнению Назарбаева, «это необходимо, чтобы спокойно осуществлять взаимную торговлю».
О том, что подобная инициатива нужна, говорит и регулярно демонстрируемый скепсис европейцев по поводу перспектив и исключительно экономического характера ЕАЭС, и регулярно артикулируемое российской стороной недовольство наложением санкций и политизацией экономического сотрудничества. Так, 8 апреля спикер
Государственной думы РФ Сергей Нарышкин отметил, «…что же касается Европейского Союза, то он, введя неправовые санкции, по сути сам изолирует себя от общеевразийского интеграционного процесса». А премьер-министр России Дмитрий Медведев 13 апреля на расширенном заседании Евразийского межправительственного совета сообщил: «… в последнее мы получаем больше сигналов заинтересованности в совместной работе со стороны европейских партнеров.
Еще некоторое время назад они к этому не были готовы, сейчас как будто бы такие сигналы есть. Мы к такому движению готовы, но, естественно, двигаться необходимо на основе принципов равноправия, учета интересов друг друга и взаимной выгоды».
В условиях подобной риторики предложение Казахстана по организации масштабной площадки для обмена мнениями выглядит, с одной стороны, трудновыполнимым и требующим колоссальных взаимных усилий, а с другой – крайне актуальным, так как логика экономического интереса постепенно начинает подтачивать барьеры политического недовольства.
В связи с тем, что у Казахстана помимо комплексных двусторонних связей с Европейским союзом сохранен высокий уровень доверия и в политических, и в деловых кругах, а также имеется стратегическое видение необходимости оптимизировать взаимодействие между двумя интеграционными объединениями, можно надеяться, что Астана сможет сыграть ключевую роль в возобновлении диалога.
Политические сложности серьезно замедлили процесс взаимодействия Европейского и Евразийского экономического союзов, сейчас вряд ли своевременно говорить о реактуализации проекта «от Лиссабона до Владивостока» или о полноценном институционализированном партнерстве двух структур. Однако создание формата, в котором чиновники, депутаты, бизнесмены и общественники двух объединений смогут дать друг другу полную информацию о своих планах, проектах, стратегических целях и даже опасениях, более чем реально.
Адиль Каукенов
фото: kazpravda.kz