Что стоит за раздуванием земельного вопроса в Казахстане и к чему это может привести - эксперт

Никто из митингующих даже близко не читал поправки к Земельному кодексу.
Политические популисты стремятся набрать сейчас очки, выкрикивая лозунги, придумывая несуществующие угрозы, стремясь воспользоваться невежеством, историческими стереотипами, доверчивостью, а также ленью перепроверять слова горлопанов.

Последние дни общественность Казахстана была крайне взбудоражена так называемым земельным вопросом. И хотя сам факт гражданской активности общества вызывает только позитивные эмоции, вместе с тем, в данном случае возникают опасения и тревога по ряду важных моментов.

Начнем с того, что никто из митингующих даже близко не читал поправки к Земельному кодексу. Это очевидно из постов, репостов, речей на видеозаписях и многочисленных комментариев. Этот момент очень важен, поэтому стоит напомнить, что в новом Земельном кодексе слов о продаже земли иностранцам нет. Доказательств того, что такие слова были, тоже нет. Однако у выступающих есть своего рода «вера» в собственную правоту, местами переходящая в паранойю.

Собственно говоря, это парадокс - выступать против того, чего не было. Видимо, здесь сработал эффект «подписи лицензионного соглашения». Похожая волна паранойи была, когда в сети прошел слух, что в лицензионном соглашении компании «Эпл» при активизации программного обеспечения айфонов и планшетов есть пункт о передаче всех данных пользователей секретным службам. Опять же, никто соглашения не читал, просто ставил галочку и пользовался, но вера в слова неизвестных авторов была нерушима. Ну, конечно, «если все говорят, разве они могут ошибаться».

Другое дело, что информационная волна стихла, и пользователи мгновенно забыли о своем негодовании, выстроившись в очередь за следующими новинками компании. Таких примеров много, когда следование массам подменяет необходимость наличия самого противоречия. Давайте вспомним, о чем речь?

До 2015 года землю сельхозназначения в Казахстане можно было получить только в аренду до 15 лет. С прошлого года этот срок увеличили до 25 лет. Причем лоббировали это сами сельхозпроизводители в связи с тем, что проекты в агросекторе имеют крайне долгий срок окупаемости.

Наверное, не стоит напоминать, что на протяжении всех лет независимости казахстанское сельское хозяйство находится не в самом лучшем состоянии и чрезмерно страдает от отсутствия инвестиций. Агросектор вообще по всему миру - самая сложная сфера экономики. Что говорить, если периодически бунтуют фермеры Германии, Италии, Испании и других благополучных стран. Именно потому, чтобы привлечь новые деньги в сельскохозяйственный сектор, срок аренды увеличили у нас до 25 лет, так как отечественные игроки в данной сфере уверяли, что 15 лет мало для масштабных инвестиций. Об иностранцах речи вообще нет. Но когда эмоции бушуют, все аргументы отбрасываются. После опубликованных разъяснений, некоторые адепты выступающих стали заявлять, что и 25 лет аренды это тоже предательство.

Идет банальная подмена понятий и игра на эмоции. Исходя из этой логики, начинают под иностранцев подводить «совместные предприятия» (СП), мол, в Земельном кодексе им разрешено брать в аренду землю, а это, считай, продали. Честно говоря, весьма странный аргумент.

Во-первых, совместные предприятия могли брать в аренду землю с 1991 года и какого-то реального наплыва желающих арендовать или создавать СП не видно было, ни из ближнего, ни из дальнего зарубежья. И это понятно, сельское хозяйство - сектор сложный, долго окупаемый и рисковый, зависящий от погодных условий и милости природы. Вкладывать 10 лет деньги, чтобы через 11 лет выйти по нулям, желающих немного даже среди местных, что уж говорить про иностранцев. Давайте вспомним, что было 15 лет назад. Например, курс доллара, стоимость жилья и так далее и сравним все это с теперешними: 15 лет назад 2 тысячи долларов были серьезной суммой, а сейчас на них можно купить разве что пару смартфонов.

Во-вторых, совместные предприятия работают в Казахстане всюду, и никакого засилья иностранцев от этого нет. Даже в такой стратегической отрасли как нефть, где доминируют не СП, а полностью иностранные фирмы. Приход зарубежных компаний ознаменовал создание новых рабочих мест, внедрение новых технологий, привлечение инвестиций, международные стандарты от качества продукции до менеджмента. Вариться в собственном соку не получается даже у Северной Кореи, население которой страдает от голода в изоляции и полностью зависящее от поставок из Китая. Поэтому видеть в СП происки врагов это, как минимум, не знать, как работает современная мировая экономика. Стало быть, накал страстей направлен в никуда, точнее, у него нет объективного базиса. Но в такой ситуации всегда

найдутся те, кому удобно «половить рыбку в мутной воде», использовать ситуацию в собственных целях. Политические популисты стремятся набрать сейчас очки, выкрикивая лозунги, придумывая несуществующие угрозы, стремясь воспользоваться невежеством, истерией, доверчивостью, а также ленью многих перепроверять слова горлопанов.

Увы, такая ситуация может быть роковой для страны и для тех, кто поддался на провокации. Вспомним попа Гапона, чье имя стало нарицательным в истории. Прекрасно зная о невозможности выполнения своих требований, и что шествие будет подавлено, он вывел людей на собрание, получившее название «Кровавое воскресение». Причем сам поп Гапон на площади не пострадал, а благополучно бежал за границу. В современности таких «попов гапонов» не стало меньше, а заграница все также готова помочь.

Нужно заметить, что сейчас выступающие практически перестали говорить о Земельном кодексе, зато активно муссируется тема недовольства всем и вся. В социальных сетях уже распространяются соответствующие материалы. Причем организаторы явно хотели спровоцировать власти и полицию на применение силы, но поскольку власть проявила сдержанность, то провокация, к счастью, не произошла. Правда, это не помешало некоторым западным сайтам распространять информацию о разгоне.


К чему могут привести подобные дирижируемые негативные эмоции массы, в общем-то очевидно. Так, в кровавых руинах лежит еще несколько лет назад процветавшая Ливия. А ведь когда простых ливийцев убеждали прийти на акции протеста, организаторы шли на такие же уловки. Обещали справедливость, демократию, законность, а на деле убийства без суда и следствия. Того же Муаммара Каддафи, как в насмешку над законностью, гуманизмом и состраданием к побежденным, боевики жестоко убили, пытая безоружного старика прямо на камеру. Жизненный уровень ливийцев упал, а вместо справедливости в современной Ливии правит произвол предводителей вооруженных до зубов банд и кланов.

В другой ближневосточной стране Сирии ситуация еще хуже, гражданская война бушует здесь уже более 6 лет. Страна стала местом, где радикальные фанаты со всего мира создали буквально человеконенавистническое квазигосударство и угрожают терактами всему миру. Большая часть людей, которые шесть лет назад выходили на митинги, уже убиты. Причем не от рук правительственной армии, а от ножей и пуль террористов, режущих головы за малейшее неповиновение.

Хотя к украинским событиям у нас относятся по-разному, но здесь тоже было нечто похожее. Митингующие люди не читали Соглашение о Евроассоциации, но твердо уверовали, что это вступление в ЕС. Сейчас Украина подписала Соглашение о Евроассоциации, но вступлением в Европейский союз там даже и не пахнет. Более того, Киев ничего существенного не выиграл от подписания довольно банального документа, но неоспорим факт, что страна находится в состоянии войны, потеряв четверть территории. Помимо этого, Украина получила бесконечный экономический и политический кризис.

Что настораживает в казахстанской земельной истерии, так это то, что пытаются демонизировать и создать врага из Китая, нашего ближайшего соседа, с которым у Казахстана на сегодняшний день успешные экономические взаимоотношения. Китай сейчас стремительно очерняется, вытаскиваются все самые нафталиновые стереотипы, нагнетается атмосфера ненависти, хотя за 25 лет сотрудничества Китай не дал повода усомниться в своей предсказуемости и стремлении конструктивно решать любые, самые сложные вопросы. Китайские нефтяные компании - единственные из зарубежных, которые работают не по схеме СРП, как западные компании, а работают полностью в налоговом поле Казахстана, выплачивая все положенные законом налоги. Более того, это дает возможность правительству Казахстана требовать от западных компаний переходить на такой, более выгодный для казахстанской экономики, вариант.

Поэтому возникает вопрос, кому выгодны нестабильность и агрессивность к ближайшим соседям в Казахстане? В любом случае, прежде чем решаться на какие-то радикальные шаги, стоит посмотреть, кто получил выгоду от раздробления стран и серии гражданских войн. Могучие транснациональные компании, получившие доступ к иракской, ливийской и сирийской нефти, но теперь без уплаты налогов правительствам и необходимости нести социальную ответственность перед местным населением, джихадисты и «солдаты удачи» всех мастей, головорезы, бандиты, наркодельцы и прочие любители легкой наживы.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, прочитайте Земельный кодекс! Оглянитесь вокруг, насладитесь мирным небом, улыбающимися лицами близких, родных, любимых людей, обнимите их. И подумайте, стоит ли всем этим рисковать, если нет даже повода?!

Алибек Бейнмухамбетов

Фото: kazakh-zerno.kz.
Следите за новостями zakon.kz в: