Семья непальцев на руинах своего дома в центре Катманду.
Жилища сейчас строятся из любого подручного материала. Как правило, это старый пластик или железо. В таких убежищах невыносимо жарко днем и холодно ночью.
Прити 14 лет, она ходит в школу, Ее отец— водитель такси. Семье Прити приходится сейчас особенно тяжело — из-за топливного кризиса ее отец остался без работы.
Палаточный лагерь — сотни палаток из ткани, обломков железа и пластика, —раскинулся на несколько километров вдоль дороги, прямо у главной святыни Катманду — ступы Боднатх, буддистского культового сооружения.
Новые дома, построенные для потерявших жилье в результате землетрясения. В этих жилищах можно встать в полный рост, там даже есть кровати.
К лагерю не подведено ни одного электрического провода, и люди уже год живут без света.
Дети играют в бадминтон около палаток, которые служат для них школой.
Люди живут в лагере на птичьих правах — власти рассчитывают, что со временем те, чьи дома были разрушены, самостоятельно найдут себе новое жилье.
Обитатели Катманду, живущие в палатках, первым делом стараются восстановить древние ступы — пусть им самим даже придется провести еще год под пластиковой крышей.
Магазин свадебных платьев. Площадь Дурбар, центр Катманду.
В городе почти нет транспорта, не на чем готовить еду, нечем заправить генератор.
Люди в палаточном лагере не жалуются, не ждут ничего от правительства, благодарят «Красный Крест» за питьевую воду. Они сами соорудили палатки для школы и детского садика, и среди жителей нашлись учителя, которые занимаются с детьми.
Обитатели лагеря очень дружелюбны по отношению к иностранцам. Они привыкли, что вместе с ними, как правило, приходит помощь. Просят лекарства и батарейки.
Одна из самых ярких сторон индуизма и буддизма состоит в том, что люди не противостоят своей судьбе, надеясь на счастье в будущем перерождении. Поэтому в разрушенном Катманду жизнь идет, как и раньше, — люди обустраивают свои жилища, растят детей, просят помощи, помогают и молятся.
Аниш живет в лагере вместе с мужем и мамой. Их дом находился на соседней улице и был полностью разрушен.
Рассказывают, что в 40 км от Катманду на пожертвования из США построили более комфортный лагерь, где у домов есть железные крыши и двери. Возвести такой лагерь в Катманду не разрешили местные власти.
Спустя год после землятресения в столице Катманду все еще разбирают завалы. Это делается вручную, нет никакой тяжелой техники.
Кирпичи из разрушенных зданий складываются в нескольких метрах от завалов — люди надеются когда-нибудь использовать их для нового строительства.
Дома, построенные на пожертвования. Один дом рассчитан на семью из 6 человек.
Непальцы обещают восстановить страну за несколько лет. Главное сейчас — справиться с топливным кризисом и обеспечить светом и теплом всех нуждающихся.
Фото: Екатерина Савина