Порядка 60 тыс. конкурсов по государственным закупкам находятся на камеральном контроле министерства финансов. Об этом сегодня в Астане заявил директор департамента законодательства государственных закупок министерства финансов, Сабит Ахметов, передает корреспондент Zakon.kz.
«С внедрением полной автоматизации процесса закупок внедрен камеральный контроль, им охвачено 100% конкурсов. Если в прошлом году за этот период у нас было подвержено контролю свыше 1000 конкурсов, то в этом году показатель увеличился до 60 тысяч, - рассказал о работе системы чиновник. - Нарушений выявлено в 49 раз больше. Одним из преимуществ камерального контроля является то, что такой контроль осуществляется без выхода на объект контроля, с использованием информационных технологий. Дистанционный контроль позволил сэкономить 44,5 млн. тенге, при этом количество конкурсов в разы превышает прошлогодний контроль». Главное преимущество, такого контроля, по словам Ахметова, в том, что нарушения выявляются на ранней стадии. Помимо этого, министерством финансов на данный момент прорабатывается стратегия устойчивого развития системы профессионализации закупок. Это подготовка академических учебных программ с тестовой системой проверки знаний и навыков; внедрение обязательной системы сертификации специалистов по госзакупкам; это тесная работа с международными институтами по изучению передового опыта; расширение онлайн учебных программ Центра электронной коммерции.
«Учитывая то, что все процедуры проводятся в электронном формате, многие вопросы связаны именно с техническими вопросами. И именно в этой связи мы планируем усилить именно роль Центра электронной коммерции в части обучения всех участвующих в закупках. Помимо этого, это вовлечение высших учебных заведений в процесс подготовки квалифицированных специалистов по закупкам. Мы планируем рассмотреть вопрос внедрения дисциплины, специальности в вузах именно в части обучения государственных закупщиков». Он отметил, что в новом законе предусмотрена деятельность единых закупочных организаций, создаваемых на всех уровнях госуправления.
«На сегодняшний день у нас есть единый организатор на республиканском уровне, областном и районном. Данные организации состоят только из квалифицированных специалистов, имеющих опыт осуществления в закупочной деятельности. Единые организации показали свою эффективность, однако их деятельность ограничена определенным перечнем товаров, работ и услуг». «Для определения причин непрофессионализма работников закупочных организаций проведен соответствующий анализ. Из 19 тысяч закупочных организаций более 50% это организации образования. Это в основном детские сады, школы, интернаты. Следующими идут административные государственные учреждения, третьими идут объекты здравоохранения, а
также социальные службы и иные закупочные организации. Наибольшее количество организаций образования это средние школы, а в школах нет отдельных структурных подразделений, осуществляющих закупочную деятельность», - пояснил он. «Также в больницах, - продолжил спикер. - То есть можно сказать, что закупками занимаются учителя, врачи, то есть они занимаются несвойственными функциями. В этой связи, учитывая, что у нас уже есть правовая основа деятельности единых закупочных организаций, в которых сконцентрированы профессиональные закупщики, нами предлагается сейчас рассмотреть вопрос централизации закупок в сфере образования и здравоохранения. Так мы хотим освободить их от несвойственных функций и проводить все закупки для этих организаций только через единых организаторов, что позволит повысить профессионализм, не допускать нарушений в данной сфере» - закончил он.
Татьяна Ковалева, Астана
Фото с сайта rimcorp.ru