Вопросы передачи в конкурентную среду некоторых функций госорганов обсудили в Мажилисе

С 2000 по 2014 годы в конкурентную среду было передано 4 функции государственных органов.
В Мажилисе на расширенном заседании Комитета Палаты по экономической реформе и региональному развитию депутаты рассмотрели вопрос об исполнении Плана Нации 100 конкретных шагов в части передачи несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу палаты.

Выступая перед парламентариями и отвечая на депутатские вопросы первый вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов отметил, что согласно 97 шагу Плана Нации предусматривается расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и местного самоуправления, а также передача несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.

По его словам, с 2000 по 2014 годы в конкурентную среду было передано 4 функции государственных органов. Это функции: по сертификации товаров и услуг (2000 г., входило в компетенцию МИР); по организации технического осмотра (2009 г., входило в компетенцию МВД).

В 2014 году Национальной палате предпринимателей «Атамекен» переданы функции по проведению конкурсов «Алтын Сапа» и лучший товар Казахстана» (входило в компетенцию МИР).

Согласно протокольному поручению от 20 апреля т.г. Комиссии по выработке предложений по вопросам передачи государственных функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям были одобрены следующие базовые подходы, совместно выработанные Министерством национальной экономики, депутатами Мажилиса Парламента, представителями Национальной палатой предпринимателей и Гражданского Альянса Казахстана.

На сегодня уже закреплены подходы по передаче функций госорганов саморегулируемым организациям. Этому способствовало принятие закона «О саморегулировании» и сопутствующего ему закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам саморегулирования».

«Следующий этап по реализации Шага 97 - это законодательное закрепление алгоритма передачи функций в конкурентную среду. Нами уже ведется разработка соответствующего законопроекта, который будет презентован в июле т.г. на заседании Комиссии», - говорится в сообщении.

В частности, по передаче функций госорганов в конкурентную среду предлагается:

Первый шаг. Ежегодное проведение госорганами инвентаризации функций на предмет передачи в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.

Второй шаг. Проведение анализа готовности рынка. Основная роль по взаимодействию с конкурентной средой и неправительственным сектором предоставляется Национальной палате предпринимателей и Гражданскому Альянсу Казахстана.

Третий шаг. На основании инвентаризации и анализа готовности рынка Комиссией будут представлены рекомендации Правительству для принятия решения.

Четвертый шаг. С учетом одобренных Правительством предложений госорганы приступят к непосредственной передаче функций в рынок. Инвентаризация функций госорганов заключается в поэтапной их классификации. На первом этапе будет проведен анализ для определения стратегических, регулятивных, реализационных и контрольных функций, что позволит определить возможные для передачи функции (согласно проведенного анализа в 2015 году за центральными исполнительными органами (из положений госорганов) закреплено 4 418 функций, в том числе стратегических - 172 функций, регулятивных - 1663, реализационных - 2 127, контрольных – 45). За местными исполнительными органами закреплено (на примере акимата г. Астаны) порядка 757 функций, в том числе стратегических – 40, регулятивных – 95, реализационных – 558, контрольных – 64.

При этом стратегические функции, являющиеся основополагающими в деятельности каждого государственного органа, к передаче рассматриваться не будут.

На втором этапе функции госорганов будут классифицированы по продолжительности осуществления: на постоянные и временные.

Учитывая характер исполнения временных функций госорганов, прекращающих свое действие с решением определенных задач, данный вид функций также предлагается не рассматривать к передаче.

В то же время, в ходе инвентаризации будут выявлены несвойственные функции госоргана. Завершающей стадией будет определение направленности передачи функций госорганов: саморегулирование или конкурентная среда. После определения базового перечня функций, предлагаемых к передаче, будет проводится анализ готовности конкурентной среды.

Будут рассматриваться следующие способы передачи функций в рынок: аутсорсинг; госзаказ; или за счет средств услугополучателей.

Как отмечается, передача функций госорганов будет напрямую зависеть от готовности рынка к такой передаче. При этом нельзя забывать и о наличии определенных рисков.

Во-первых, это, неготовность конкурентной среды. Например, конкурентная среда не имеет возможности реализовывать функцию, так как стоимость ее реализации не выгодна, либо отсутствие конъюнктуры для реализации.

До 1 января 2016 года в конкурентной среде находилось всего 20% экспертизы проектов, с начала этого года, в конкурентную среду дополнительно передано еще 30% (всего - 50%), в том числе такие виды работ как:

- ТЭО (ПСД) на строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт существующих технически и технологически несложных зданий, и сооружений жилищно-гражданского назначения;
- ТЭО (ПСД) на благоустройство и озеленение на территории населенных пунктов.

В дальнейшем, ежегодно в конкурентную среду будут передаваться по 10% экспертизы проектов. И к 2020 году частные аккредитованные организации будут проводить экспертизу до 90% от общего числа проектов. В ведении государственной экспертизы останутся лишь 10% технологически сложных проектов.

В настоящее время уже аккредитовано 46 негосударственных экспертных организаций.

Создана палата экспертных организаций при НПП, в состав которой вошли 40 экспертных организаций. Создан единый портал для проведения комплексной вневедомственной экспертизы по принципу «одного окна» приемки проектов строительства. На сегодня, аккредитованными организациями рассматриваются 500 проектов.

Еще одним риском является неэффективная передача функций в конкурентную среду, что приведет к снижению качества исполнения функций госоргана.

Для минимизации рисков предлагаются следующие подходы, которые будут закреплены в соответствующем законопроекте.

При неготовности конкурентной среды функция будет передаваться поэтапно, по мере готовности конкурентной среды, частично выполняясь государственным органом. До развития конкурентной среды функция будет сохранена за госорганом.

Для снижения риска неэффективной передачи госорганом будут установлены индикаторы для качественной и эффективной реализации функций, будет введена система мониторинга за переданными функциями госоргана.

Наряду с этим, будет установлен механизм возврата функции государству. Для проведения инвентаризации функций госорганов и последующего анализа готовности рынка утвержден состав Экспертной группы при Комиссии.

На сегодня, в центральных государственных и местных исполнительных органах созданы рабочие группы, уже проводится соответствующая работа с учетом принятых подходов. Согласно Плану работы Комиссии на 2016 год результаты деятельности Экспертной группы, государственных органов будут на постоянной основе рассматриваться на заседаниях Комиссии.

На заседании выступил также заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Рустам Журсунов на тему готовности конкурентной среды принять на себя функции государственных органов. Он отметил, что «Атамекеном» предложена модель анализа по аналогии с анализом регуляторного воздействия, который используется при введении обязательного саморегулирования.

При этом Р. Журсунов подчеркнул, что качество анализа готовности рынка в большей степени будет зависеть от качества проводимой государственными органами инвентаризации своих функций. Как считает представитель НПП РК «Атамекен», передача государственных функций не должна быть «разовой акцией», а осуществляться на постоянной основе с учетом изменений социально-экономических условий.

На сегодняшнем заседании выступил депутат Мажилиса Аскар Базарбаев, который, в частности, сказал, что 97 шаг направлен на очень важную вещь, о которой говорят и эксперты. Это репутационная ответственность.

По его мнению, создается новый вид мышления: «Мы не государственная организация, наша репутация – это наш хлеб». Исследования по ценностной структуре Казахстанского общества обнаруживают, что, к сожалению, нам легче нарушать законы, стандарты и правила. Это негласная коллективная установка. В тоже время, как показывает, международный опыт, в основе экономического успеха и в целом успешного развития лежит коллективная установка верховенства закона.

Как подчеркнул парламентарий, невозможно законодательно все прописать, большой пласт работы предстоит именно в плане трансформации ценностных установок общества. Поэтому, на мой взгляд ключевое направление пятого блока реформ – это саморегулируемые организации. Именно создание сети таких организаций должно формировать и поддерживать эту среду которая дорожит своей репутацией и поэтому ей выгодно быть законопослушной.

Депутат Мажилиса Аскар Базарбаев считает, что локомотивом данной ежегодной работы по передаче госфункций должна стать Национальная палата предпринимателей. Именно «Атамекен» должен координировать работу субъектов предпринимательства в данном направлении, анализировать и изучать проблематику, предлагать оперативные решения. Для этого возможно «Атамекену» необходимо соответствующее структурное подразделение, в компетенцию которого будет входить координация деятельности предпринимателей по проведению анализа готовности рынка, анализу регуляторного воздействия при введении обязательного саморегулирования.

Аскар Базарбаев обратил внимание, что необходимость научной проработки идей саморегулирования уже очевидна. Как вы знаете, вчера 16 мая введен в действие закон «О саморегулировании».

Как заявил народный избранник, процесс легитимного зарождения саморегулирования уже запущен. В ближайшее время начнется серьезное реформирование законодательства. И в такой ситуации кто-то должен заниматься аналитикой, результаты которого будут интересны не только нам и госорганам, но и в первую очередь самим предпринимателям, потенциальным саморегулируемым организациям, потому что от степени их информированности будет зависеть развитие профессионального уровня членов таких организаций.

Следите за новостями zakon.kz в: