Почему водители общественного транспорта в Алматы курят в салонах, несмотря на запрет

В южном мегаполисе многие водители автобусов и троллейбусов курят за рулем, на замечания пассажиров не реагируют.
Запрет курения в городском транспорте в Казахстане вошел в силу с 2001 года, когда был принят узкопрофильный закон «О профилактике табакакокурения». В 2009 году Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» расширил запрет курения до поездов дальнего следования и вокзалов, что действует и по сей день, сообщает Zakon.kz.

Вчера, во время вечернего ливня, я вышла с работы и на Кунаева – Макатаева села в автобус № 73 и поехала в сторону первого Алматы. Дождь лил как из ведра, из-за этого, видимо, были глухие пробки, которые, впрочем, всегда здесь большие и без этого. Отсюда до Сейфуллина-Раимбека мы ехали час. Автобус был битком набит, душно, тесно, дышать нечем, а тут еще водитель взял и закурил. Я стояла недалеко от водителя и сказала: «Нельзя же в автобусе курить». Водитель сделал вид, что не услышал и спокойно продолжал курить. В это время из глубины салона раздался женский голос: «Не курите, пожалуйста». Но и это не возымело на него, он продолжал курить, как ни в чем не бывало. Через некоторое время женщина опять повторила свою просьбу, и только потом он перестал курить. Да и то, наверное, потому, что сигарета к тому времени была уже почти докурена.

К сожалению, такие случаи не единичны. Я постоянно езжу на городском общественном транспорте и вижу, что практически все курящие водители курят на своем рабочем месте, то есть за рулем. На замечания пассажиров вообще не реагируют, полностью игнорируют, им никто не указ, не приказ, хотя есть запрет на курение в общественных местах, в том числе в салонах общественного городского транспорта. Многие не просто курят, но еще и включают на всю громкость музыку и это шокирует даже гостей города. Помню, дочь известного казахстанского писателя Герольда Бельгера, москвичка Ирина, когда приезжала в этом году на годовщину смерти отца в Алматы, была возмущена, что «водители общественного городского транспорта умудряются устроить в троллейбусе или автобусе дискотеку, курят, болтают по мобильному телефону. А еще больше возмущает, что пассажиры при этом молчат. В Москве этого нет, там бы пассажиры сразу возмутились, пожаловались, и такой водитель был бы немедленно уволен».

Ограничение потребления табачных изделий предусмотрено в статье 159 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» и направлено на защиту здоровья населения. Так, по закону у нас запрещается курить в организациях образования, здравоохранения, в организациях для отдыха несовершеннолетних, в пунктах общественного питания, кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха, в том числе в ночных клубах, на дискотеках, в музеях, библиотеках и лекториях. А также в неустановленных местах в поездах местного и дальнего сообщения, на судах воздушного, морского и речного транспорта, в салонах городских, междугородних автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта, аэропортах, на вокзалах, в госорганах и на рабочих местах.

Запрет курения в городском транспорте в Казахстане вошел в силу с 2001 года, когда был принят узкопрофильный закон «О профилактике табакакокурения». В 2009 году Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» расширил запрет курения до поездов дальнего следования и вокзалов, что действует и по сей день.

Как пояснила нам лидер Национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» Джамиля Садыкова, «при курении водителем в пассажирском транспорте, будь то автобус или троллейбус, возникают три очень неприятных явления. Первое - пассивное курения и вдыхание пассажирами канцерогенов и ядами табачного дыма от сигареты водителя. Второе - риск возникновения дорожно-транспортного происшествия, так как водитель отвлекается на сигарету. Третье - мусор, окурки просто выбрасываются водителем на дорогу…».

«Курение водителей общественного транспорта в Европе, Америке и даже странах Латинской Америки это нонсенс, - говорит Джамиля Садыкова. - И у нас тоже карается по закону – минимум три МРП за курение на физическое лицо, то есть водителя. Другое дело, что водителей трудно застать при курении, ведь только полиция может накладывать штраф».

Водителей при курении в городском общественном транспорте могут застать и застают только пассажиры, но, как мы уже сказали, к ним водители совершенно не прислушиваются, от их замечаний отбиваются как от назойливых мух. Я сама не раз пыталась сделать им замечание, но реакции никакой не было.

В Кодексе РК об административных правонарушениях в статье 441 - Нарушение запрета потребления табачных изделий в отдельных общественных местах, предусмотрено, что потребление табачных изделий в отдельных общественных местах, в которых законодательством Республики Казахстан установлен запрет на потребление табачных изделий, влечет штраф на физических лиц в размере трех месячных расчетных показателей. А если это сделано повторно в течение года, то в размере шести месячных расчетных показателей. И что немаловажно, непринятие мер к лицам, потребляющим табачные изделия в не определенных для этого специальных местах, влечет штраф на должностных лиц в размере десяти месячных расчетных показателей, а на юридических лиц - в размере сорока МРП.

Я пыталась выяснить, знают ли в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы, что водители наших автобусов и троллейбусов сплошь и рядом курят в салонах и пыталась найти нужную информацию и статистику на сайте управления, но, к сожалению, ничего не нашла, за исключением жалоб горожан на водителей.

Так, Настя пишет: «Никакого уважения к пассажирам. Сегодня, 18.03.2016 г., примерно в 15:00 или 15:10 я со своим отцом сели в автобус под номером 11 на Райымбека-Абылай хана в сторону малой станицы в автобусе гремела музыка, мой отец попросил сделать музыку потише, в ответ услышали хамский ответ водителя типа хочу и слушаю музыку. Потом попросила я сделать музыку тише, на, что мне был дан наглый ответ: зачем мы Вас взяли, лучше бы оставили Вас на остановке…».

Антонина Тимофеева сетует: «Обращаюсь к вам не впервые, не могли бы нам помочь со 114 маршрутом. Т. К. уже не возможно ездить на этих старых автобусах, автобусы очень старые и грязные, водители ездят без кондукторов, ездят с промежутком 40-50 минут, не успеешь зайти, через 2-3 остановки автобус ломается. Водитель всегда грязные и без формы, курят разговаривают по телефону, ведут себя не по человечески…».

Есть и другие жалобы на хамство, грубость, развязное поведение водителей. Как пояснил по телефону старший диспетчер транспортного холдинга, о подобных случаях пассажиры могут сообщить в контактный центр, телефоны - 397 01 91 или 397 01 97, там оформят вашу заявку-жалобу и передадут в соответствующий автопарк ответственным лицам. Также можно позвонить в приемную управления пассажирского транспорта по номеру 262 14 09.

Торгын Нурсеитова
Фото www.matritca.kz


Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Латинская Америка Москва Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: