Тема налогов является животрепещущей для многих казахстанцев. Zakon.kz решил поговорить с известным казахстанским экспертом по налогам Еркином Сагиевым о наверное самом специфическом налоге - налоге на добавленную стоимость - НДС.
- Сейчас много говорят о реформировании НДС, насколько он помогает/мешает развитию бизнеса? Давайте мы с вами начнем с азов - а вообще для чего он был придуман этот самый НДС?
- В отличие от многих налогов, имеющих глубокие исторические корни, НДС был придуман в 1950-е годы. Видно потребовался период расцвета концепции рациональной бюрократии, чтобы простая, но хрупкая в реальном мире идея зачета налога по цепочке стала практичной для политиков.
Налоги – это, по сути, государственный инструмент изъятия части заработанного дохода (далее в целях упрощения под налогами понимаются любые платежи в бюджет). Однако исчислять налоги можно по-разному: с доходов, со стоимости имущества, с количества окон, с количества людей в семье и т.д. Разный расчет налогов дает гибкость в оценке способности людей их платить. Ведь проще скрыть доходы, чем окна в доме (интересно, что в свое время плательщики научились «оптимизировать» и такой налог).
В этом плане расходы – очень удобный метод оценки доходов. Здесь эксплуатируется простой паритет: «есть расходы, значит, есть доходы» (эта идея и сейчас верой и правдой служит правительству, ведь ей обосновывается введение всеобщего декларирования). Акцизы – один из древних вариантов подобной логики. В идеале желательно обложить налогом всю реализацию физическим лицам для конечного пользования.
Неплохо, если бы размер такого налога еще зависел от размера расходов.
- Ну почему тогда так и не поступят?
- Просто сказать, но сложно сделать. Выловить конечную реализацию не просто. К примеру, персональный компьютер может быть куплен домой, а может быть приобретен в офис. Проще обложить всю реализацию в
стране (такой налог называется «налог с оборота»). Однако тогда возникает другая проблема. Когда предприятие приобретает сырье и оборудование, оно включает их стоимость в цену на свою продукцию. Если такое предприятие купит сырье и оборудование с налогом, то, естественно, такой налог окажется в цене. Далее такое предприятие будет обязано обложить таким же налогом уже реализацию своей продукции. В итоге получится, что налог будет включен в цену конечного товара несколько раз (это называется «каскадным эффектом»).
За всю историю налоговой мысли было найдено два решения данной проблемы. Первый вариант прямолинейный – выловить конечную реализацию. Это сделать можно, но требует различных ухищрений. По этому пути пошли США. Такой налог обычно называется «налог с продаж». Второй вариант – облагать всех, но взимать налог только в части добавленной стоимости. По этому пути пошли другие 130 стран. Такой налог прозвали «налог на добавленную стоимость», но в некоторых странах он называется GST – goods and services tax.
А НДС – это один из налогов на потребление, и он имеет ряд очевидных преимуществ, ключевое из которых – налог по частям уплачивает множество предприятий. При этом надо понимать, что задача налогов на потребление не обложение производителей товаров и услуг, а изъятие части дохода у конечных потребителей – физических лиц. Соответственно, НДС должен с одной стороны иметь как можно больше плательщиков (для реализации преимущества), но с другой стороны не оказывать влияния на бизнес плательщика (поскольку цель налога – физические лица).
В хорошем НДС облагаются практически все товары и услуги, по одной ставке и плательщиками является большинство предприятий (это называется «НДС с широкой базой»). Справедливости ради надо ответить, что идеала нет даже в Европе (родоначальнице НДС), а дальше всего в этом вопросе продвинулась Новая Зеландия.
Почему так важно, что бы было больше плательщиков и больше облагаемых товаров? Потому что у неплательщика НДС весь налог, уплаченный поставщику, уходит в себестоимость продукции и дальше в расчетах НДС не участвует. Если он продаст свой товар плательщику НДС, то такой покупатель не только купит товар дороже, но и накрутит на него свой НДС по полной ставке. Для такого покупателя НДС превращается в налог с оборота.
Поэтому НДС объективно победил в бою за звание «самого главного налога на потребление». Его специфика – обложение только добавленной стоимости – стала его главным преимуществом. Стоимость любого товара в магазине – это совокупность добавленных стоимостей различных предприятий, которые добыли сырье, переработали сырье в полуфабрикат, сделали из полуфабриката товар, продали товар оптом, продали товар в розницу (далее мы это будем называть «цепь производство-реализация»). Каждый из них платит только часть НДС. Следовательно, если кто-то из этой цепи «производство-реализация» окажется недобросовестным, то пропадет не весь налог, а только его часть, за уплату которой был ответственен такой налогоплательщик. Получается очень живучий налог.
Однако подобная «коллективная ответственность» означает, что реформировать НДС надо целиком. Различные предложения на тему «освободить ту или иную отрасль» и прочие новации могут не только лишить НДС всех его преимуществ, но и создать множество негативных эффектов по экономике.
- Хорошо, но что если скажем товар идет на экспорт или на импорт, то есть уходит в другие страны, кто будет иметь преимущественное право облагать потребление налогом?
- Да, это закономерный вопрос, ведь отечественные товары могут экспортироваться в другие страны, а иностранные товары могут импортироваться. Аналогично услуги могут оказываться как резидентам страны, так и нерезидентам, поэтому это очень важно четко понимать, кто владеет данным преимуществом обложения налогом.
Для товаров ответ очевиден – куда товар отправился (экспортирован), та страна и облагает налогом на потребление (если он в той стран есть). Ведь если товар вывезен из страны производства, значит, он в ней не потреблен. Соответственно, нет потребления – нет налога. В части услуг работает все несколько иначе, но об этом во второй части статьи.
Таким образом, важно, чтобы при экспорте товаров и услуг в их цене не содержался местный налог на потребление. Ведь страна импорта имеет собственные налоги (НДС, налог с продаж, акцизы), которые будут начислены по факту ввоза. В ином случае возникнет ситуация двойного налогообложения и экспортированные товары окажутся неконкурентоспособными по цене.
- А какова ситуация с казахстанским НДС?
- Казахстанский НДС является результатом чаяний и желаний налоговых органов. В НДС сделано хорошо все, что облегчает жизнь Минфину и плохо все, что усложняет его работу.
С 2001 года в Казахстане единая ставка НДС. Разные ставки НДС позволяют сделать этот налог прогрессивным. Однако в налоговой системе есть более удобные налоги для создания прогрессии (подоходный налог, акцизы на роскошь, налоги на имущество), поэтому нагружать НДС излишними функциями, которые делают его сложным в администрировании, не очень разумный шаг. Таким образом, единая ставка НДС это плюс.
Если исключить пул льгот, связанных с отсутствием возмещения НДС, то в Казахстане останется немного льгот по НДС, и они несут классический характер (прим - определены в 112 директиве ЕС), т.е. наносят теоретически минимальный урон преимуществам НДС – медицинские и образовательные услуги и прочее. Минимум исключений это тоже плюс.
Однако в Казахстане высокий порог регистрации для плательщиков НДС – 30 000 МРП или 55,5 млн. тенге (прим - сумма реализации за год). Задача этого порога – исключить предприятия, которые не могут вести минимальный бухгалтерский учет. Учитывая, что все юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет, а все индивидуальные предприниматели должны как минимум вести налоговый учет, значение порога несколько теряется. Однако высокий порог выгоден и налоговым органам и предприятиям. Для первых меньше работы, для вторых меньше контактов с налоговыми органами. Страдает только НДС.
Как видно, благодаря упорству и последовательности Минфина НДС, на первых взгляд, сложился не самым плохим образом. Однако есть одна большая проблема – в Казахстане нет полноценного возврата превышения НДС. Основная причина – налоговые органы не умеют это администрировать.
- Так тогда давайте конкретнее разберемся с системой возврата НДС, как это должно происходить?
- НДС это налог, который должен уплачивать конечный потребитель. Соответственно, для всех остальных необходимо его компенсировать. Естественным механизмом компенсации налога является включение его в цену (называется «перенос налога»). Каждый плательщик НДС должен компенсировать уплаченный налог из средств своего покупателя. Поскольку законом закреплено требование, увеличить цену на 12% НДС, то источник компенсации НДС вроде есть всегда. Однако на практике есть три случая, когда этого не происходит.
Первый вариант – клинический. Процесс переноса налога зависит от состояния рынка тех или иных товаров (рынок покупателя или продавца, регулируемый или свободный и т.д.) или проще говоря, может ли продавец увеличить цену на НДС или покупатель продавит скидку. Это врожденный недостаток НДС.
Второй вариант – нет НДС на свою продукцию. Такая ситуация возникает, если продукция предприятия облагается по ставке 0% (к примеру, экспорт).
Третий вариант – уплатили поставщику большую сумму НДС. Это может произойти при приобретении дорогостоящего оборудования, которое будет амортизироваться долгие годы, или при наполнении склада сырьем, поставка которого имеет сезонный характер. Предприятие уплатило большую сумму НДС, которую будет возмещать из средств покупателя в течение нескольких кварталов, а то и лет. В результате, в таком НДС заморожены оборотные средства, которые придется как-то рефинансировать.
Ситуация со вторым и третьим вариантом может разрешаться только одни способом – из бюджета должны быть возвращены суммы НДС, уплаченные поставщикам, в части превышения над суммой НДС на свою продукцию (называется «дебетовое сальдо НДС»). Это позволит вернуть из бюджета те суммы НДС, которые еще не привели к конечному потреблению (излишнее сырье еще не переработано, оборудование еще амортизируется).
- То есть все-таки система работает?
- Вот здесь кроется ключевая проблема казахстанского НДС – возврат НДС производится только экспортерам (есть еще несколько случаев, но они частные и погоды не делают). При этом даже среди экспортеров получить возврат быстрее, чем за год, могут рассчитывать только их крупные представители. Для всех остальных вопрос не решен.
Пока вопрос возврата НДС не решен, его заменяет («протезирует проблему») различный спектр налоговых льгот, как «уплата НДС на импорт методом зачета», «освобождение от НДС импорта объекта лизинга и его последующей передачи», «освобождение товаров, произведенных в свободном складе» и т.д. Такие льготы приводят к перекосам в экономических стимулах.
Во-первых, в таких «протезах» делается акцент на льготирование импорта, поскольку массово освободить отечественные товары невозможно. В результате ущемлены интересы отечественных производителей. Списки освобождаемых товаров имеются, но туда включаются крупные группы товаров, что исключает возможность ювелирной настройки такой льготы.
Во-вторых, создаются специфические льготы. К примеру, для производителей, которые размещены на территории «свободного склада» и их товары включены в особый список. Это эксклюзивные льготы индивидуального характера, которые в рыночной экономике должны отсутствовать в принципе.
В-третьих, проблема с услугами и работами. К примеру, работы по сборке, монтажу и наладке могут быть достаточно дорогими. При этом, если иностранные подрядчики включают стоимость работ в цену льготируемого товара, то это становится вопросом конкурентоспособности отечественных подрядчиков (которые продолжают выставлять НДС).
Как видно, вопрос возврата НДС во всех случаях – это не просто вопрос удобства отдельных предприятий, это больше вопрос добросовестной конкуренции и создания единых благоприятных условий развития всех отечественных предприятий.
Казахстанский НДС, в целом, формировался под влиянием налоговых органов. Удобство налогового контроля в нем превалирует. С одной стороны это дало нам единую ставку НДС и минимум льгот (если не считать тех, что «протезируют» отсутствие возврата НДС), но в тоже время есть завышенный порог регистрации и отсутствие нормального возврата превышения НДС. Последнее является самым важным, поскольку приводит к тому, что НДС негативно влияет на экономику плательщиков НДС.
Радует, что создание нормальной системы возврата превышения НДС, стоит на повестке дня (хоть и шестой год уже). Однако такая неторопливость уже много лет позволяет создавать в Казахстане неконкурентные преимущества для отдельных предприятий и импортных товаров, что не может благоприятно сказываться на экономике страны.
Адиль Каукенов