На встрече были обсуждены вопросы решения проблем людей с ограниченными возможностями, улучшения их положения в обществе и создания площадки для конструктивного диалога с ними.
«Встречи с неправительственными организациями инвалидов города Алматы имеют уже традиционный характер. Сегодняшний диалог мы решили провести на базе Консультативно-совещательного органа ДВД, куда вошла активная общественность города и представители СМИ. Мы нацелены обсудить самые актуальные вопросы по защите прав и интересов инвалидов, найти пути решения наболевших проблем», - озвучил на встрече с НПО инвалидов Алматы начальник Департамента внутренних дел города генерал-майор полиции Серик Кудебаев.
Присутствующие задавали полицейским интересующие вопросы, на которые сразу же были даны квалифицированные ответы.
Ниже приведен ряд актуальных вопросов от сообществ инвалидов и ответов на них.
1. Как часто проводятся рейды по парковочным местам для инвалидов?
В 2015 году подобные рейды проводились раз в месяц, согласно планам работы. В 2016 году рейды с целью выявления нарушений правил парковок на местах, предназначенных для инвалидов, проводятся ежедневно. Данный вопрос находится на постоянном контроле у руководства ДВД.
2. Наладилась ли работа АвтоЦона с ДВД на предмет выдачи владельцам-инвалидам автомашин знака «инвалид»?
Законодательством Республики Казахстан выдача знака «инвалид» правоохранительными органами не предусмотрена. Такие знаки должны быть единообразны на всей территории Казахстана и поэтому могут быть приняты централизовано Правительством РК, либо совместными актами центральных исполнительных органов, на уровне Министерств или социальными службами, ведущих учет «инвалидов».
3. Инвалиды какой категории имеют право на парковку для инвалидов, так как многие трактуют, что парковки только для инвалидов на коляске, а глухие сюда не входят.
В соответствии с Законом Республики Казахстан "О дорожном движении" от 17 апреля 2014 года установлены правовые основы и общие условия функционирования дорожного движения и обеспечения его безопасности в Республике Казахстан.
Так, в статье 58. Организация движения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и стоянки обслуживающих их транспортных средств
1. На транспортные средства, управляемые водителями с нарушениями опорно-двигательного аппарата или водителями транспортных средств, обслуживающих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепых, не распространяются действия запрещающих дорожных знаков «Стоянка запрещена», «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца», «Стоянка запрещена по четным числам месяца».
2. Транспортные средства, управляемые водителями с нарушением опорно-двигательного аппарата или водителями транспортных средств, обслуживающих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, должны быть оборудованы соответствующими механизмами для управления и (или) приспособлениями.
3. В случае если с информационно-указательным дорожным знаком «Место стоянки» установлен дорожный знак дополнительной информации (табличка) «Инвалиды», действие дорожного знака «Место стоянки» распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлены опознавательные знаки «Инвалид».
4. В случае если с запрещающими либо предписывающими дорожными знаками установлен дорожный знак дополнительной информации (табличка) «Кроме инвалидов», то действие данных дорожных знаков не распространяется на мотоколяски и автомобили, на которых установлены опознавательные знаки «Инвалид».
Статья 59. Специальные права водителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или водителей транспортных средств, обслуживающих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепых
1. Водители с нарушением опорно-двигательного аппарата, управляющие транспортными средствами с опознавательными знаками «Инвалид», имеют право: 1) останавливать и ставить транспортное средство в населенных пунктах в зоне действия дорожных знаков, запрещающих остановку или стоянку, при условии, что стоящее транспортное средство полностью располагается на тротуаре таким образом, чтобы для движения пешеходов оставалась свободная полоса шириной не менее полутора метров. Данное правило не действует на участках дороги, обозначенных запрещающей остановку дорожной разметкой;
2) ставить транспортное средство в зоне действия дорожных знаков, запрещающих стоянку, на местах стоянки с ограниченным временем свыше предусмотренного срока и на дорогах на дворовой территории за пределами мест стоянки при условии, что это не создает помех для пешеходов и не лишает другие транспортные средства возможности движения.
2. Водители транспортных средств, обслуживающих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепых, останавливают транспортное средство в населенных пунктах в зоне действия дорожных знаков, запрещающих остановку, для посадки или высадки людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепых.
3. Водитель транспортного средства, обслуживающего человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепого, который ведет за руку человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата или слепого к месту назначения и обратно, останавливает транспортное средство в населенных пунктах на условиях, указанных в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи.
4. Среди инвалидов по слуху распространены случаи вымогательства и мошенничества.
Следственным управлением ДВД г.Алматы в 2015 году расследовалось уголовное дело, возбужденное по ст. 177 ч.3 п. «б» УК РК (редакции 1997 года) по обращению руководителя Центра поддержки глухих инвалидов «Умит» Рыжая Е.В. в интересах инвалидов по слуху по фактам мошенничеств, связанных с получением кредита в банках второго уровня.
В ходе предварительного следствия установлено, что Тагаев Д.Е. в период времени с март по июнь 2014 г. путем обмана вовлекал инвалидов по слуху в процесс оформления и получения кредита в банках второго уровня, затем после получения кредита, вводя их в заблуждение, что кредит в дальнейшем погашать не обязательно, часть денежных средств похищал.
25 мая 2015 г. уголовное дело № 14754003102178 окончено производством в порядке ст.300 УПК РК. Приговором суда Алмалинского района г.Алматы Тагаев Д.Е. осужден к 4 годам лишения свободы.
5. Предусмотрена ли оплата вашим бюджетом услуги специалиста переводчика жестового языка для глухих граждан, которые обратились к вам в качестве пострадавших и подозреваемых.
Согласно ст. 81 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, в качестве переводчика приглашается не заинтересованное в деле лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, и привлеченное для участия в следственных и судебных действиях в случаях, когда подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники либо потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, а также свидетели и иные участники процесса не владеют языком, на котором ведется производство по делу, а равно для перевода письменных документов. Оплата услуг переводчика регламентируется Постановлением Правительства Республики Казахстан за № 131 от 14.02.2013 года «Об утверждении правил выплат расходов лицам понесенных при производстве по уголовному делу».
6. Существует ли служба вызова при 102 путем СМС сообщения для для глухих и слабослышащих граждан?
Аппаратно-программный комплекс ЦОУ создан для приема, регистрации и обработки поступающих телефонных сообщений от граждан и организаций с целью идентификации заявителя по сведениям базы телефонных станций (моментальное определение номера телефона, определение места регистрации телефона заявителя, адрес местонахождения) и определение места происшествия по карте географической информационной системы г. Алматы. Эта система успешно работает и помогает в раскрытии преступлений и своевременном реагировании полиции на происшествия.
В ЦОУ ДВД специально отведенной линии «102» для приема сообщений о правонарушениях или противоправных действиях для глухих и слабослышащих граждан путем СМС сообщений не предусмотрено.
В настоящее время в работе находится программа по дальнейшему развитию ЦОУ ДВД, где будут учтены пожелания граждан, в том числе и по приему СМС сообщений о правонарушениях.
7. Не предусматривает ли ДВД в перспективе обучать своих сотрудников, участковых, оперативников и т.д., элементарным навыкам жестового языка, если "ДА", то мы готовы сотрудничать с вами в плане обучения жестовому языку.
Да, идея очень хорошая. Это бы облегчило работу сотрудников полиции при общении с лицами с ограниченными возможностями, так как на данный момент нам приходится привлекать специалистов –сурдопереводчиков. Если сотрудник полиции будет знать жестовый язык, то при обращении к нему за помощью он может незамедлительно принять соответствующие меры, не дожидаясь специалистов, тем самым сэкономит время.
По вопросу обучения жестовому языку сотрудников полиции нами будет внесено предложение для рассмотрения в МВД.