Начало наступившего года было ознаменовано выходом в свет статьи Президента Нурсултана Назарбаева «План нации – путь к казахстанской мечте». Публикация, по сути, стала подробной инструкцией к действиям по реализации «Пяти институциональных реформ», ранее предложенных главой государства.
Написанная на глубоком эмоциональном уровне и наполненная патриотическим настроением, статья воодушевляет и объединяет людей вокруг общей конечной идеи – вхождение в тридцатку наиболее развитых стран мира и достижение процветания нашего государства.
Лидер нации по традиции умело и четко расставил акценты в дальнейших действиях всех казахстанцев. Ставка делается на реализацию «Пяти институциональных реформ», обозначенных в Послании народу Казахстана от 30 ноября прошлого года, которое, как и предыдущие, в целом направлено на улучшение благосостояния народа. Несмотря на то, что обращение было посвящено действиям Казахстана в условиях мирового кризиса, оно выражено на простом и понятном для каждого языке и получило всеобщую поддержку. Если Послание главы государства содержало общие направления дальнейшего развития государства, то статья стала алгоритмом к конкретным практическим шагам. В главах публикации изложена суть каждой из пяти предложенных в Послании реформ, которые станут ответом на внешние вызовы глобальной реальности.
Президент отметил, что с началом 2016 года вступили в силу 59 законов, которые создают абсолютно новое правовое пространство для казахстанского общества и развития государства. Он подчеркнул, что жителям страны важно об этом знать и использовать представленные возможности в реальной жизни.
Сделать общество, самих жителей нашей страны равноправными и активными участниками развития регионов - так можно коротко определить одну из главных позиций Президента. Участие населения в обустройстве своей жизни, вовлечение его в процессы развития регионов, сопричастность и ответственность за выбранный путь – вот основная цель стратегии развития страны в условиях изменившейся реальности.
Огромное внимание уделено законности и правопорядку. Вырастить достойное, образованное, добропорядочное и юридически грамотное поколение, которое станет частью новой стратегии развития Казахстана – также совместная задача власти и общества.
В статье отмечено, что «суть второй реформы заключается в том, чтобы независимое правосудие и вся правоохранительная система Казахстана были нацелены исключительно на обеспечение прав и свобод граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопорядка».
Особо хочу отметить, что впервые Президент Н. Назарбаев публично подписал Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, отметив при этом: «Впервые мы это делаем публично, что связано с огромным значением документа для нашей страны, для каждого гражданина Казахстана. Это позволит лучше донести до населения суть закона. Новый гражданский процессуальный кодекс фундаментально улучшит правовое поле Республики».
Старая редакция процессуального кодекса была принята 13 июля 1999 года, то есть 16 лет назад. По истечении времени произошли значительные изменения в стране: действуют иные экономические и финансовые механизмы, общественно-правовые отношения также подверглись изменениям. В этой связи актуальным стал вопрос разработки нового процессуального кодекса.
На VI-м съезде судей Республики Казахстан Лидер Нации сказал, что порядок рассмотрения дела должен быть удобным и быстрым для сторон, ориентированным на их примирение, с широким применением на всех стадиях процессуального разбирательства современных технологий. Кроме того, Глава государства дал поручение – разработать и внедрить законодательно обоснованную методологию разграничения случаев, требующих пересмотра судебных решений.
Целью нового Гражданского процессуального кодекса является эффективная судебная защита конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, повышение оперативности рассмотрения и разрешения споров, обеспечение качества судебных актов.
Основным разработчиком нового Гражданского процессуального кодекса является Верховный суд. Разработка нового Кодекса проходило максимально открыто и гласно, в сжатые сроки. Проект Кодекса обсуждался на форумах с участием представителей иностранных государственных органов и международных экспертов, обсуждался с Национальным координатором по политическим вопросам ОБСЕ, с представителями международных НПО - международным фондом защиты свободы слова «Әділ сөз». В работе над проектом принимали активное участие Республиканская коллегия адвокатов и Центры медиации. Проект Кодекса был размещен на интернет-ресурсе Верховного суда и с учетом вносимых предложений и поправок постоянно обновлялся. Было изучено около 2000 предложений, в том числе и от граждан, которые вносили предложения исходя из собственного опыта участия в судебных процессах.
Президент страны акцентировал внимание на формировании качественного состава судейского корпуса. В этих целях предусмотрен жесткий механизм отбора кандидатов в судьи, в рамках которого значительно повышены квалификационные требования к ним. Это должны быть профессионалы своего дела, с большим жизненным опытом и высокими моральными принципами. При этом отмечается, что процесс отбора будет прозрачным и открытым.
Наиболее важным аспектом судебной реформы станет переход от пятиступенчатой к трехзвенной системе правосудия, что значительно упростит весь процесс рассмотрения спора и сократит сроки принятия судебных решений. Остаются только первая, апелляционная и кассационная инстанции. Большинство дел будут рассматриваться в первых двух инстанциях.
Кардинально реформирован Высший судебный совет, который стал автономным государственным учреждением со своим аппаратом, расширены его состав и полномочия. Создан специализированной состав коллегии по рассмотрению инвестиционных споров. Судебные разбирательства проводятся с применением аудио и видео фиксации, без возможности редактирования записи, что дисциплинирует как судей, так и участников процесса, а также обеспечивает объективность рассмотрения споров.
Также основательно реорганизовано Судебное жюри при Верховном суде. Оно будет рассматривать жалобы граждан на действия судей и нарушения дисциплины со стороны других представителей судебной системы.
Кроме того, реформой предусмотрен ряд существенных изменений в правовом поле, в том числе, по опыту многих развитых стран в Казахстане создана местная полицейская служба. В ее компетенцию вошли вопросы охраны общественного порядка, противодействия бытовой преступности, обеспечение дорожной безопасности и «нулевой» терпимости к мелким правонарушениям. Получил дальнейшее развитие институт частных судебных исполнителей с сокращением государственных судебных исполнителей.
В целом обновленное законодательство, прежде всего, будет способствовать повышению доверия народа к правоохранительной и судебной системам.
Глава государства в буквальном смысле сделал особый акцент на ожидания грядущего нового времени – эпохи профессионализма, активных действий и ответственности. Ответственности каждого как за свое, так и за общее дело. И мы отчетливо должны понимать, что, только объединив усилия власти и населения, мы получим желаемый результат. Только сообща мы сможем планировать будущее своей страны, будущее Казахстана.
А. Смайлов, судья Верховного суда РК
Фото newskaz.ru