Омбудсмен РК Аскар Шакиров предложил министрам здравоохранения и социальной защиты и обороны РК рассмотреть вопрос разработки комплексной программы, касающейся в том числе подготовки к воинской службе, повышения ее престижа, совершенствования взаимодействия органов обороны с обществом, сообщает Zakon.kz.
По его мнению, предложение Т.Дуйсеновой следует рассматривать в качестве одной из мер решения проблем безработицы и социальной активизации молодежи.
«Реализация предложения Министерства здравоохранения и социального развития РК, в случае соблюдения ряда условий, исключающих неправомерное принуждение, в соответствии с конституционными нормами и международно-правовыми обязательствами Казахстана, могла бы содействовать повышению социальной мобильности молодежи и решению проблем ее занятости, - говорится в обращении А.Шакирова. - Вместе с тем, с правозащитной точки зрения предлагаемый порядок призыва на воинскую службу может создать ложное впечатление о нем, как о наказании, либо трудоустройстве «по остаточному принципу» тех, кто не смог найти себе применение в гражданской сфере».
Он также отметил, что согласно Конституции РК защита республики является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. Следовательно, служба в Вооруженных Силах должна иметь соответствующий престиж и уважение в обществе.
Омбудсмен напомнил, что «история нашей страны, как и мировая практика, свидетельствует о том, что такая служба является одним из общепризнанных и эффективных путей реализации прав граждан в экономической, социальной и других сферах».
В качестве примера он привел советский опыт, когда для отслуживших «отличников боевой и политической подготовки» были предусмотрены специальные и немалые квоты для льготного поступления в любое высшее учебное заведение страны, включая такие флагманы, как МГИМО, МГУ, МВТУ и т.д.
«Данный опыт осуществлялся на системной основе, предусматривавшей тесную и органичную связь армии с обществом. Уважение к воинскому долгу и армейской службе прививались со школьной скамьи, в том числе посредством участия в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), сдачи норм ГТО (Готов к труду и обороне), проведения всесоюзной игры «Зарница» и т.д», - пояснил А.Шакиров.
Он также привел в пример и современную зарубежную практику. Так, в США особый вклад в систему подготовки молодежи к армии вносит скаутское движение, ставящее целью воспитание патриотизма, выработка дисциплины, гражданской ответственности. Организация скаутов имеет филиалы во всех штатах страны, охватывая миллионы мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 18 лет.
В Великобритании данная задача решается аналогично в рамках социальных и обучающих программ на базе так называемых Сил кадетов (Cadet Forces), которые включают молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет.
В Израиле всеобщая начальная военная подготовка школьников осуществляется в рамках молодежной военизированной организации ГАДНА (аббревиатура ивритских слов «Молодежные батальоны»). Ежегодно старшеклассники проходят двухнедельные военные сборы в лагерях. Руководят ими офицеры и сержанты. Во время сборов школьники получают армейскую форму, с ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
«Представляется, что армия также могла бы играть важную роль и в решении социально-общественных задач в качестве «школы жизни» для привития подрастающему поколению чувства патриотизма, мужественности и благородства», - считает Омбудсмен.
Для выполнения такой задачи, по его мнению, требуется значительная поддержка государства как в организационно-правовом, так и в материальном плане.
Вместе с тем он отметил, что существует также ряд факторов, требующих серьезного анализа и решения.
В соответствии с законом «О воинской службе и статусе военнослужащих», призыв на срочную воинскую службу осуществляется в количестве, необходимом для комплектования Вооруженных Сил. При этом видятся определенные проблемы, выражающиеся в существенном дисбалансе при призыве в армию в разрезе регионов.
Так, в Акмолинской области количество призванных в армию в 2015 году составило более 27 % от общего числа подлежащих призыву граждан, в то время как в Южно-Казахстанской области данный показатель ниже более чем в 10 раз, составляя всего 2,5 %. Необходимо отметить, что вышеуказанный дисбаланс наблюдается именно в регионах, требующих в контексте известных последних событий повышенного внимания в плане предупреждения распространения различных радикальных идеологий (Южно-Казахстанская область – 2,5 %, Кызылординская область – 5,4 %, Актюбинская область – 8,2 %).
При этом отдельные аспекты действующего законодательства о воинской службе заслуживают дополнительного внимания и, возможно, корректировки или пересмотра. Так, допускаемое законодательством фактически платное освобождение от несения воинской службы порождает ряд вопросов правозащитного характера, касающихся, прежде всего, социального равенства при реализации данного механизма.
«По признанию самих военных, требует совершенствования политико-воспитательная работа среди подростков и молодежи, которая должна носить межведомственный характер. Созданные при школах и лицеях по всей стране 2 193 военно-патриотических клуба функционируют фактически на общественных началах при отсутствии соответствующей нормативно-правовой базы и системного финансирования», - говорится в обращении.
А.Шакиров также остановился на вопросе суицидов в армии.
«Несмотря на динамику снижения, случаи смертей солдат в Вооруженных Силах, относящих к суицидности, продолжают вызывать понятную тревогу общества. Вместе с тем, смерть военнослужащего в результате самоубийства отнюдь не снимает ответственности с государства, которое, приняв его в Вооруженные Силы, берет обязательства по охране его прав, в том числе на жизнь. Каждый такой факт в армии должен ставить вопрос о профессиональной пригодности всех должностных лиц, ответственных за несение службы солдатом», - сказал он.
Он полагает, что воинская служба должна создавать условия для дальнейшего профессионального и личного развития гражданина, не давая оснований для возникновения чувства «отчуждения» к армии, имеющего негативные последствия для всего общества. Она может стать одним из эффективных социальных лифтов для молодежи, в том числе сельской, чтобы не допустить их попадания в криминальные и экстремистские круги.
Бывшие военнослужащие срочной службы должны стать одной из активных групп казахстанского общества, вносящих позитивный вклад в его развитие.
Вопросы, связанные с несением воинской службы и последующей социализацией молодежи должны решаться «системного взаимодействия между Министерством обороны, министерствами здравоохранения и социального развития, образования и науки, участниками которого должны стать также и другие центральные и местные государственные органы».
В связи с чем Омбудсмен РК предложил министрам рассмотреть вопрос «разработки комплексной программы, касающейся в том числе подготовки к воинской службе, повышения ее престижа, совершенствования взаимодействия органов обороны с обществом, охраны прав военнослужащих, в том числе на жизнь и здоровье, их полной интеграции в общество, включая дальнейшую социализацию, трудоустройство, получение высшего и профессионального образования, с охватом как военнослужащих, так и лиц, готовящихся к несению воинской службы и прошедших ее».
Ранее сообщалось, что Министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова внесла на рассмотрение Правительства предложение о воинском призыве неустроенных выпускников колледжей и вузов.