Бразильский Рио встретил жарой, контрастным восприятием действительноcти и абсолютным отсутствием ощущения праздника, которое в том же Сочи не покидало ни на минуту. Об этом и многом другом — в репортаже спецкора «Ленты.ру» с места событий.
Этот день казался бесконечным. Солнце закатилось за горизонт почти сутки спустя, унося с собой карнавальное очарование столицы 31-х летних Олимпийских игр.
Аэропорт
Первое, что бросилось в глаза по прилету — очень долгий путь к паспортному контролю. Открою секрет для тех, кто собирается в Рио: лучше не идти в олимпийской линии, а сослаться на туризм и двинуться путем простого смертного. Так проще и, что удивительно, быстрее, ведь за несколько дней до старта Игр аэропорт Рио напоминает муравейник. Спортсмены всех стран заполнили зал прилета, создав невероятные пробки. И процесс ламинирования журналисткой аккредитации занял не привычные несколько минут, а почти полчаса.
Местные стюарды стараются максимально снять напряжение от ожидания, делясь важными и нужными нюансами, которые могут пригодиться в олимпийской жизни. Первый и самый главный урок нужно запомнить сразу: безопасность и внимательность. Об этом говорят постоянно. Складывается ощущение, что ты приехал не на Олимпиаду, а в зону боевых действий. На сантименты времени совсем не остается.
Карнавала не будет… пока
Олимпийский Рио не показался таким уж и олимпийским. Во всяком случае, пока. Хмурые и напряженные лица, полиция, солдаты создают ощущение защищенности, но не позволяют расслабиться и почувствовать бразильский карнавал, за которым летят за тысячи километров болельщики и журналисты.
В Доме болельщика сборной России удалось перекинуться парой фраз с коллегами и узнать о простом и банальном варианте кражи — сорвать в ночи цепочку с шеи. Для одних — праздник, для других — воровской промысел.
Первый, с кем всегда хочется пообщаться в новом городе, — таксист. Марсенио, лихо на ходу управляющий своим «Рено» и забивающий в программу-переводчик в телефоне важные моменты разговора, рассказал, что для бразильцев значит Олимпиада. Прежде всего — возможность заработать. Средняя зарплата местного жителя — 800 реалов. Это примерно 25-30 тысяч рублей. На эти деньги в Рио особо не разгуляешься. Так что готовьтесь открывать кошельки. Здесь их с радостью опустошат.
Бразильцы миролюбивы и очень добродушны, но категорически не говорят по-английски. Да что там английский — португальский у некоторых такой, что ничего не поймешь. Но удивило даже не это. В кафешках Копакабаны наспех переписываются цены. Так, например, в одной пиццерии ценники оказались заклеены. А сверху — цены раза в два-три больше обычно. Да, прав Марсенио: Олимпиада — событие, на котором грех не заработать.
Зарабатывают на всем — на еде, транспорте и, конечно, аренде жилья. Обычная трешка обойдется в две-три тысячи долларов, в черте туристического центра, коим обычно считают Копакабану, апартаменты — 13-15 тысяч рублей в сутки. Дорогое удовольствие.
В ожидании
Рио сейчас напоминает многострадальный «Крестовский». Все замерло в ожидании Игр, но все временные объекты наспех досооружаются. Те же пляжи Копы пока еще девственно чисты, даже трудно представить, что совсем скоро тут пройдут соревнования по пляжному волейболу или триатлону. Кстати, еще один совет туристам — если отважитесь сразу же по приезду поехать к монументу Христа, то лучше всего это сделать при свете солнца. На закате уже не так безопасно, да и специальные автобусы возят туристов только до шести вечера. Лучшее же время для того, чтобы полюбоваться пейзажем — восемь утра, но это, конечно, для особых романтиков.
Впрочем, розовая пыль легко сбивается бразильской реальностью нищеты. Беглого взгляда на Рио достаточно, чтобы понять: этот город застрял где-то в 80-х. Тот же исторический центр ни в какое сравнение с тем же нашим Арбатом не идет. Нищета с богатством в Рио всегда идут бок о бок, даже порой не понимаешь, где ты на самом деле находишься. И все же, в отличие от Остапа, добраться до Рио у любого желающего есть возможность. И хороший повод. Когда еще Олимпиада заглянет на юга?
Артем Загуменнов из Рио-де-Жанейро
Фото Reuters, Felipe Dana / AP