В Китае презентовали автобус, который будет на 2 метра возвышаться над дорогой. Однако помимо этой новинки, вся система городского транспорта КНР – от технических разработок до концептуальных перестроек – заслуживает внимательного изучения. Тем более что китайский опыт постепенно внедряется и в Казахстане, причем пионером здесь является Астана.
Пару дней назад пользователи Интернета с любопытством смаковали новость об испытаниях первого надземного автобуса, прошедших в Китае. Как сообщалось, автобус-портал ТЕВ-1 (Transit Elevated Bus), полностью спроектированный и собранный в Китае, сочетает в себе преимущества скоростного автобуса, метро и локомотива. Работая на электричестве, данный вид транспорта использует также новую технологию с низким содержанием углерода.
Помимо экономии дорожного пространства преимущество новой разработки в том, что в каждый из автобусов TEB может поместиться до 1200 пассажиров, что во много раз больше, чем вместимость обыкновенного автобуса.
Новость совершенно точно относится к тем сообщениям, мимо которых измученный современным городским трафиком читатель пройти не сможет. Ведь если представить, что в относительно недалеком будущем можно будет передвигаться на высоте 2-3 метров над проезжей частью в широком комфортном салоне с ЖК-мониторами и интерактивными картами, терпеть пробки и толчею в час-пик становится чуть легче.
Городской транспорт – главная проблема для китайцев
Вообще очень интересно наблюдать за Китаем именно в плане инноваций в сфере городских коммуникаций и, в частности, транспорта. Совершенно очевидно, что самая населенная страна мира, с самыми большими городами просто не может не нуждаться в особой организации общественного транспорта. Около месяца назад китайская газета China Youth Daily провела опрос о том, что больше всего заботит городских жителей Китая и, как выяснилось, более 75% опрошенных указали на удобство городского транспорта. Топ жалоб горожан закономерно возглавили качество воздуха и пробки на дорогах. Эти пункты опережают даже недовольство качеством питьевой воды, жилищными условиями и системой здравоохранения.
Развитие городского транспорта в Китае проводится в рамках единой общегосударственной программы, что при объемах перевозок более чем закономерно. Так, согласно планам Министерства транспорта КНР, прописанным в Программе развития общественного транспорта городов на 13 пятилетку (2016-2020 гг.), к концу 2020 года общее количество поездок на общественном транспорте в китайских городах составит около 120 млрд человеко-раз.
В этой же программе отмечается, что к 2020 году во всех городах с постоянным населением более 3 млн человек будет сформирована сеть специальных полос для общественных автобусов, которая вместе с рельсовым транспортом и скоростным общественным транспортом составит городскую систему скоростного транспорта.
Водородный трамвай
Итак, помимо автобусов в Китае активно проходит техническое усовершенствование традиционных видов городского транспорта. К примеру, пару дней назад стало известно, что китайская компания CRRC Zhuzhou Locomotive Co, представила в провинции Хунань (Центральный Китай) первый современный трамвай китайской разработки со сверхъемким конденсатором, работающий без контакта с внешней электросетью.
В таком «бесконтактном» трамвае все вагоны оснащены низким полом, высота пола у дверей составляет всего 320 мм. Трамвай способен вместить до 380 пассажиров и развивать скорость до 70 км/ч.
Метро без машинистов
Тренд на переход поездов метро на автоматическое вождение набирает силу и в Китае. Пионером здесь закономерно является Пекин. Две недели назад газета «Жэньминь жибао» сообщила, что на четырех линиях пекинского метро планируется запустить составы без машинистов. Власти планируют, что к 2020 году 75% линий городского железнодорожного транспорта в Пекине будут автоматизированы.
К слову, автоматизированная система железнодорожного транспорта предусматривает не только движение поездов без машиниста, остановки на станциях, а также автоматическое открытие и закрытие дверей, но и автоматическое возвращение составов в депо, вывод пассажиров из них и включение режима отдыха на время простоя составов.
В другом городе Китая – Шэньчжэне, как стало известно в конце июля, в тестовом режиме введена в эксплуатацию новая линия метрополитена с самыми длинными перегонами между станциями и скоростью движения в Китае. Скорость на ней будет достигать 120 км/ч. Чтобы преодолеть весь маршрут в одном направлении понадобится всего 55 минут.
Такси в онлайн-режиме
Такси в Китае в последние десятилетия относилось к вполне доступным видам транспорта. К концу 2015 года количество такси в Китае достигло 1,39 млн единиц. В любом городе функционируют официальные службы такси с издали приметными машинами, оснащенными счетчиками и даже перегородкой (а то металлической решеткой), защищающей водителя.
Сейчас повсеместно становится распространенным заказ такси через WeChat – китайскую мобильную систему для обмена сообщениями и голосовых вызовов, оснащенную также массой полезных дополнительных приложений и даже собственной платежной системой.
С 1 ноября в Китае будут легализованы частные онлайн-сервисы для заказа такси. Личные автомобили могут заниматься частным извозом при наличии трех условий: машина должна иметь не более семи полноценных пассажирских мест, должна быть оснащена устройством спутникового слежения, технические характеристики машины должны соответствовать стандартам пассажирских перевозок.
В последние годы сервисы по вызову автомобилей получили бурное развитие в Китае и даже поставили под угрозу традиционную отрасль такси. За место под солнцем на китайском рынке сражаются американский сервис Uber и китайские сервисы, такие как Didi Chuxing, Shenzhou Zhuanche, Yidao Yongche и т.д. Причем, 1 августа стало известно, что китайская компания Didi Taxi объявила о глобальном стратегическом соглашении с Uber, китайское предприятие купит активы Uber China, включая бренд, бизнес, данные для использования на территории материкового Китая.
Относительно того, каким образом стороны будут работать после слияния, компания Didi Taxi сообщила, что Uber China будет поддерживать независимость бренда и деятельности, водители и пассажиры продолжат стабильное обслуживание. Didi Taxi намерена интегрировать ресурсы команд обеих сторон в сфере управления, технического опыта, пользователей, онлайн и оффлайн-операций, маркетинга и других аспектов, осуществлять совместное развитие.
По сообщениям СМИ, ранее генеральный директор Uber сообщал, что компания попала в ожесточенную ценовую войну с китайским программным обеспечением для такси Didi Taxi, ежегодные потери превышают 1 млрд долларов США.
Ставка на рельсы
Китай в последние годы придает особое значение развитию рельсового транспорта в городах. Сюда относятся не только трамваи и метрополитен, но и такие виды транспорта как монорельс, электропоезда, а также поезда на магнитной или воздушной подушке. На сегодня общая протяженность строящихся в Китае линий городского рельсового транспорта составляет 4448 км и власти намерены значительно увеличить объемы.
Так, если ранее в Китае рельсовый транспорт внедрялся исключительно в городах, население которых превышает 3 млн человек, то с середины мая прошла информация, что отныне планка будет снижена до 1,5 млн.
Не так давно китайский Госкомитет по делам развития и реформ совместно с Министерством транспорта КНР обнародовал трехлетний план действий по реализации важных транспортных инфраструктурных проектов на период с 2016 по 2018 гг. Согласно документу, 1,6 трлн юаней ($241,3 млрд) будет выделено на реализацию 103 проектов, связанных с развитием в городах рельсового транспорта. В рамках этих проектов планируется проложить более 2000 км новых линий рельсового транспорта.
Казахстан в орбите влияния китайского транспорта
Кстати, именно китайский опыт строительства рельсового городского транспорта будет внедрен в Астане. 29 июня агентство «Синьхуа» сообщило, что в Пекине состоялась «церемония старта первой очереди проекта легкорельсового транспорта в столице Казахстана Астане, строителями которого станут китайские предприятия».
Как сообщается, «китайская разведочная группа уже развернула свою работу на территории Астаны. Подрядчики проекта - Пекинская компания по оперированию государственными активами и Пекинская корпорация градостроительства.
Магистраль общей протяженностью в 22,4 км будет построена по китайскому стандарту. Вдоль маршрута, проектная скорость движения по которому составляет 80 км/ч, будут расположены 18 остановок и одно депо для скоростных трамваев. Проект рассчитан на три года, общий объем капиталовложений оценивается в $1,9 млрд.
Татьяна Каукенова