За привлечение китайских туристов сегодня сражается весь мир. Они многочисленны, крайне состоятельны и пока не слишком привередливы в плане эксклюзивности отдыха. Казахстан, подгоняемый ветром ЭКСПО, потихоньку включается в борьбу, однако стартовые условия нашей страны оптимизма не внушают…
Первые групповые туры из Китая
В начале августа открылась новая страница в туристическом сотрудничестве Казахстана и Китая. Небольшая довольно-таки страничка, но с большим потенциалом. C 6 августа из Китая в Казахстан начали выезжать первые группы китайских туристов. До этого подобной практики не существовало. Отныне же китайские граждане могут обращаться в одобренные двумя сторонами туристические компании, которые в течение нескольких дней, минуя процедуру собеседования и прочую раздражающую китайцев волокиту, делают желающим туристические групповые визы и организуют путешествие по Казахстану. Здесь выездные группы принимают уже наши туроператоры (опять же прошедшие процедуру взаимного одобрения) и организуют их путешествие.
Первая партия китайских туристов, включающая около 300 человек, была поделена на четыре группы и отправилась исследовать Казахстан по трем маршрутам, куда входит в разной последовательности посещение Астаны, Алматы и Усть-Каменогорска. Туры длятся около восьми дней и включают три-четыре авиаперелета.
Если верить китайским СМИ, направление сразу снискало большую популярность, и попасть в число 300 счастливчиков удалось далеко не всем желающим. В составе тургрупп в основном жители западных регионов Китая: Синьцзяна, Нинся, Ганьсу. В возрастном разрезе – по большей части старшее поколение.
Таким образом, спустя более чем десятилетие после установления отношений всеобъемлющего стратегического партнерства, Казахстан вступил в число принимающих государств для китайского выездного группового туризма. Начало положено, однако складывается впечатление, что особого энтузиазма принимающая сторона не ощущает и проходящее туристическое сближение связано с необходимостью привлечения туристов на ЭКСПО-2017 и общей тенденцией, которая, надо отметить, у наших традиционных партнеров уже стала буквально мэйнстримом.
Лакомый кусок на туристическом рынке
Итак, как уже было сказано выше, за китайских туристов борется весь мир. Это самая многочисленная категория в страновом разрезе. Согласно данным Государственного управления по делам туризма КНР, в 2015 году количество выехавших за границу китайцев превысило отметку в 120 млн человек, а совокупный объем потребления китайских туристов за рубежом превысил $200 млрд. Для сравнения, вся доходная часть казахстанского бюджета в 2015 году была менее $20 млрд.
Золотую жилу в привлечении китайских туристов открыла для себя Россия. В течение последних лет Китай является для нее крупнейшим источником туристов. В итоге Россия, традиционно запрягающая очень долго, кажется, переходит в режим быстрой езды. По данным китайской «Жэньминь жибао», в прошлом году количество китайских туристов, посетивших РФ, превысило показатель предыдущего года на 64% и составило 1,36 млн человек. Китайские СМИ оценили финансовый вклад китайских туристов в российскую экономику в несколько миллиардов долларов.
Другой наш партнер по ЕАЭС - Белоруссия также демонстрирует завидную хлебосольность на китайском направлении и уже с сентября должна начать принимать группы китайских туристов безо всяких виз. Это связано с тем, что 5 августа вступил в силу протокол к Соглашению между правительствами Белоруссии и Китая о взаимных безвизовых групповых туристских поездках. Согласно протоколу, группы туристов в составе пяти и более человек, организованные туристическими компаниями, назначенными каждой из договаривающихся сторон, могут въезжать на территорию другой стороны без виз. Белорусская сторона ожидает, что после полного вступления в силу протокола в сентябре 2016 года поток китайских туристов, направляющихся в Беларусь, возрастет минимум в три-четыре раза.
Меры по облегчению визового режима принимает Франция, главный объект китайского туризма. В прошлом году поток туристов из Китая во Францию превысил 2,2 млн человек-раз. Государства Латинской Америки всерьез подумывают о том, чтобы сделать в регионе специальные единые визы для китайских туристов наподобие шенгенских. Так, в июне этого года министр туризма Аргентины Густаво Сантос заявил, что страны Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) должны ввести единую визовую систему для китайских граждан. В эту организацию, помимо Аргентины, входят также Бразилия, Уругвай, Парагвай и Венесуэла. Уже сейчас в Аргентине срок действия виз для граждан КНР собираются увеличить с 2 до 5 лет, а также максимально сократить срок оформления туристических виз.
Chinese Friendly Или так сойдет?
По заявлению оргкомитета Международной выставки ЭКСПО-2017, в следующем году мы только в рамках данного мероприятия будем принимать около 500 тысяч туристов из КНР. Для того, чтобы это стало возможным и, видимо, чтобы не оставить у китайских гостей неприятных впечатлений, а оставить только приятные, Казахстан заявил в начале текущего года о вступлении в программу Chinese Friendly International.
Если вкратце, суть программы следующая: туристические объекты принимающей стороны – от отелей и ресторанов до музеев и торговых центров – выполняют ряд требований, чтобы соответствовать требованиям китайских туристов, и получают за это возможность попадания в открытые списки «дружественных к китайцам» мест. Плюс ряд бонусов в виде продвижения на китайском туристическом рынке, участие в выставках, роуд-шоу и презентации в Китае, приоритеты в китайской системе бронирования и т.д.
Требования, которые выдвигаются к объектам Chinese Friendly, варьируются, но главное – это китайская версия сайта, а также все информационные материалы (от меню в ресторане до навигации в музее), переведенные на китайский язык, наличие POS-терминала и банкомата, работающих в системе UnionPay, персонал, говорящий на китайском или возможность быстро подключить переводчика. В гостиницах должен быть wi-fi, кипяток в номере, адаптированные розетки и, опять же, вся необходимая информация на китайском языке.
В России эта программа действует под названием China Friendly и, если верить координаторам, уже дает явные результаты. Российский сайт нормально функционирует, как и его китайский аналог youhaochina.cn.
Что касается Казахстана, то в конце апреля прошла презентация программы, на которой «присутствовали представители ведущих отелей, ресторанов Астаны, Алматы и Шымкента», а сайт акимата Астаны сообщил, что «на сегодняшний день около 30% туристических объектов Астаны включены в реестр программы». Другую информацию найти не удалось, а казахстанский портал пока пуст, как чистый лист бумаги. Будем надеяться, что информации в скором времени станет больше, и она будет доступна не только для любопытных исследователей, но и для китайских туристов.
Чем брать будем?
Надо признать, Казахстану, как туристической стране, следует проводить довольно долгую и кропотливую работу, чтобы отрасль начала приносить реальный доход. К сожалению, без вложений и серьезной долгосрочной концепции развития не обойтись. Сегодня в частности не хватает понимания, на кого именно будет ориентироваться туристическая сфера и чем привлекать те или иные группы туристов. Ведь, согласитесь, у внутренних туристов, у гостей из Европы, постсоветского пространства или Китая вкусы различаются очень существенно. И то, что приемлемо для одних, другие терпеть не станут.
Что касается китайских туристов, то на спортивный или экологический туризм очень большого спроса ждать не стоит. У этнического и культурного туризма шансов намного больше, главное, обеспечить достаточный уровень сервиса и комфорта.
Не менее привлекателен шоп-туризм, особенно в отношении люксовых брендов. Продукция таких брендов, как Prada, Louis Vuitton, Dior стоит в Казахстане ощутимо дешевле, чем в КНР, а алматинский Есентай-молл уже стал излюбленной точкой для приезжающих к нам китайцев.
Одной из интересных тенденций последнего года стало заметное возрастание у китайских туристов интереса к посещению ресторанов национальной кухни. Здесь Казахстан может использовать преимущество своей многонациональности и покорять туристов разнообразием, ну и опять же не забывать про меню на китайском.
В рамках Шелкового пути помимо этнофольклорного и делового туризма, интересным направлением мог бы стать так называемый красный туризм. Речь идет о посещении объектов с коммунистическим или революционным прошлым. Коммунистический Китай не только не собирается отрекаться от своей новейшей истории, но в последние годы активно эту отрасль развивает. По данным Государственного управления по делам туризма КНР, общий поток туристов в рамках маршрутов «красного туризма» Китая превысил 5 млрд человек-раз (!) со среднегодовым ростом в 16%.
Особый интерес представляет игорный бизнес. В континентальном Китае, как известно, казино запрещены и выведены на территорию Макао, до которого добираться, скажем, из западных регионов КНР долго и дорого.
Автобусы с китайскими игроками уже регулярно посещают капшагайские казино, однако на поток дело еще не поставлено.
К примеру, россияне эту тему тоже развивают. В приграничном с Китаем Приморском крае процесс набирает обороты. В пригороде Владивостока создана игорная зона, и поток туда идет довольно активный. Точной статистики нет, но по данным департамента туризма Приморского края, в 2015 году регион посетило порядка 329 тысяч китайских туристов (и это больше, чем принял весь Казахстан). Если хотя бы несколько тысяч из них открыли для себя прелести казино, то доходы у заведений должны быть очень солидные.
Какие перспективы?
Как ни странно, Казахстан, впустив, наконец, группы китайских туристов, все же отстал от тенденций рынка. Именно с этого года в китайском выездном туризме все отчетливее просматривается стремление не зависеть от групп и вообще турагентств, а планировать путешествия самостоятельно и, вообще, располагать как можно большей свободой.
Тем не менее, количество китайских туристов растет такими темпами, что при желании Казахстан может обеспечить себе устойчивый поток на любых условиях. Уже к 2020 году ожидается, что число выезжающих за рубеж туристов из КНР превысит 200 млн человек.
С учетом падения цен на энергоносители туристическая отрасль должна стать для Казахстана перспективным направлением для развития. Причем речь сейчас не идет о том, чтобы ориентироваться только на китайских туристов. Важно лишь понять, что при правильном менеджменте, они будут приносить реальные деньги в экономику страны и таких денег не смогут дать другие группы туристов.
И здесь помимо случившихся продвижений в плане визовой политики и намечающихся в свете программы Chinese Friendly подвижек в области сервиса, важно помнить о проблеме безопасности. В России, к примеру, с 2014 года действует туристическая полиция, которая не только охраняет достопримечательности, но и, в первую очередь, оказывает активную помощь иностранным туристам.
Как представляется, если туристическая отрасль будет развиваться и в Казахстане, здесь такая практика тоже будет полезной.
Татьяна Каукенова
Фото today.kz