Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 11 июня 2016 года № 20-11/1554
Депутатам парламентской
фракции ДПК «Ак жол»
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
На № ДЗ-27 от 12.05.2016 г.
Уважаемые депутаты!
Рассмотрев Ваш депутатский запрос, оглашенный 11 мая 2016 года, сообщаем следующее.
В настоящее время Правительством Республики Казахстан проводится соответствующая работа по деофшоризации национальной экономики (информация прилагается).
По вопросу разработки и внесения в Парламент законопроекта «О регулировании деятельности, осуществляемой через офшорные зоны»
Принимая во внимание, что политика государства по деофшоризации экономики реализовывается в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов, противодействия оттоку капитала и отмыванию доходов и финансированию терроризма, повышения транспарентности инвестиций, а также то, что указанные направления объективно не могут регулироваться в рамках одного закона, разработка законопроекта «О регулировании деятельности, осуществляемой через офшорные зоны» представляется нецелесообразной.
Вместе с тем, в настоящее время с целью усиления валютного контроля проводится работа по интеграции информационных систем для получения в режиме онлайн сведений об экспортно-импортных операциях, а также проведенной по ним оплате (в настоящее время находится на стадии технической реализации) между Национальным Банком, Комитетом государственных доходов Министерства финансов и банками второго уровня.
В этой связи представляется наиболее целесообразным разработать меры по усилению валютного контроля и совершенствованию валютного законодательства.
На основании вышеизложенного, Правительством Республики Казахстан будет продолжена работа по принятию действенных мер по деофшоризации отечественной экономики с учетом международной практики.
Приложение на листах.
Премьер - Министр Республики Казахстан К. Масимов
№ исх: 20-11/1554 от: 11.06.2016
Приложение
Налоговые меры
Законом Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, совершенная в городе Страсбург 25 января 1988 года (далее - Конвенция).
Данной Конвенцией предусмотрен автоматический обмен налоговой информацией в целях налогового администрирования между странами-участницами.
Необходимо отметить, что из 59 стран, включенных в перечень государств с льготным налогообложением (Перечень утвержден Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 595) 19 государств присоединились к указанной Конвенции.
В реализацию положения Конвенции в части автоматического обмена информацией, Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (далее - ОЭСР) разработано и открыто для присоединения Многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах, которое предусматривает ежегодный единый стандарт обмена информацией между странами-участницами.
В настоящее время Правительством Республики Казахстан проводится работа по присоединению к указанному Многостороннему соглашению ОЭСР.
В рамках реализации положений Многостороннего соглашения Министерством финансов проводится работа по разработке изменений и дополнений в действующее законодательство совместно с заинтересованными государственными органами.
Также на стадии согласования с американской стороной находится проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о совершенствовании международной налоговой дисциплины и реализации Закона Соединенных Штатов Америки о налоговом контроле счетов в иностранных финансовых учреждениях (Соглашение о FATCA).
Предполагается, что приведенные меры будут способствовать борьбе с выводом капитала в офшорные юрисдикции и уклонением от уплаты налогов.
Меры финансового мониторинга
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон) определен перечень операций, подлежащих финансовому мониторингу. Для целей данного Закона приказом Министра финансов Республики Казахстан от 10 февраля 2010 года № 52 утвержден Перечень офшорных зон.
При этом, если операции подпадают под признаки определения подозрительной операции2, они подлежат финансовому мониторингу независимо от формы их осуществления и суммы, на которую они совершены, либо могут или могли быть совершены.
Также, Законом предусмотрены требования по выявлению бенефициарного собственника и фиксирование сведений, необходимых для его идентификации при надлежащей проверке субъектами финансового мониторинга своих клиентов (их представителей).
В целях взаимодействия и сотрудничества по обмену информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Комитетом финансового мониторинга Министерства финансов (далее -Комитет) заключены межведомственные соглашения со следующими странами: Украины, Молдовы, ОАЭ, России, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана, Индонезии, Китая, Кипра, Македонии, Черногории, Турции, Румынии, Литвы, Японии, Хорватии, Армении, Польши, Панамы, Бангладеш и Грузии.
В рамках Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт» Комитет осуществляет взаимодействие и информационный обмен в данной сфере с более 150 подразделениями финансовых разведок иностранных государств.
Проводимые мероприятия субъектами финансового мониторинга по изучению операций своих клиентов с учетом критериев подозрительности позволяют выявлять соответствующие схемы незаконного вывода денежных средств за границу и тем самым способствуют реализации мер по деофшоризации экономики.
Меры по банковским операциям
В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, регулирующим деятельность финансовых организаций, предусмотрены следующие ограничения для лиц, зарегистрированных в офшорных зонах.
В соответствии с Законами Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах» юридические лица, зарегистрированные в офшорных зонах, включенных в соответствующий Перечень, не могут прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться голосующими акциями банков, страховых (перестраховочных) организаций, заявителя (лицензиата) на рынке ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, являющихся резидентами Республики Казахстан.
Кроме того, Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» запрещается предоставление банковских займов лицам, зарегистрированным в офшорных зонах. Перечень таких зон определен постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 2 октября 2008 года № 145.
Депутатский
запрос от 12 мая 2016 года № ДЗ-27
«О деоффшоризации национальной экономики»
Оглашен 11 мая 2016 г.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К.К.
Уважаемый Карим Кажимканович!
В апреле т.г. Международный консорциум журналистских расследований опубликовал данные об использовании оффшорных схем бизнесменами и высокопоставленными чиновниками по всему миру. Это событие получило название Панамского скандала, поскольку основанием для него послужили данные крупнейшей панамской юридической компании Mossack Fonseca.
Как известно, оффшорные зоны используются не только для оптимизации налогообложения, но порой и для банального хищения бюджетных средств и коррупции. В этой связи, информация о наличии оффшорных счетов у высокопоставленных госслужащих вызвала бурную реакцию во многих странах. Так, премьер-министр Исландии подал в отставку, а премьер-министр Великобритании был вынужден давать объяснения прессе.
Три дня назад, 9 мая т.г., «панамские документы» были открыты для свободного доступа в интернете. В них приводится и список участников оффшорных зон из Казахстана, который, по некоторым данным, состоит из 265 физических лиц, 8 компаний, 7 посредников и 243 адресов.
Основная часть списка состоит из представителей частного бизнеса. Если нет прямых доказательств незаконности происхождения средств на их счетах, либо их связи с использованием государственных полномочий и ресурсов, то свобода распоряжения таким капиталом гарантирована принципом частной собственности и законами рыночной экономики.
Более того, законодательные нормы и правила бизнеса в ряде случаев сами способствуют работе через оффшорные юрисдикции.
Не случайно, авторы скандального доклада специально подчёркивают, что владельцы оффшоров не обязательно преступают закон. Тем не менее, по их мнению, цитата: «панамские документы показали как чиновники по всему миру извлекали деньги из государственных компаний и перекладывали их в собственный карман, создавая непрозрачные структуры, которые на самом деле не имеют никакого отношения к бизнесу».
Поэтому, если сомнения в происхождении таких средств имеются, то это предмет изучения правоохранительных органов.
Вместе с тем, в этом списке имеются нынешний член казахстанского правительства, аким района, а также руководители некоторых предприятий с государственным участием.
Из них пока только министр образования Е.Сагадиев изложил свои объяснения, опирающиеся на многолетние занятия бизнесом до прихода на госслужбу.
Считаем также необходимым напомнить, что остроту проблемы увода денег из Казахстана в оффшорные зоны демократическая фракция «Ак жол» поднимала в своих депутатских запросах 3 апреля, 25 сентября 2013 г., 15 января 2014 г., 13 мая 2015 г..
А 16 апреля 2014 г., мы предложили Правительству реализовать меры по деоффшоризации казахстанской экономики.
В частности, мы предложили отменить принцип банковской тайны в отношение зарубежных банковских счетов членов правительства и руководителей национальных компаний и госпредприятий, учитывая тот факт, что им доверено напрямую распоряжаться огромным и государственными средствами.
Для тех случаев, когда использование оффшорных зон обусловлено объективными обстоятельствами, фракция ДПК «Ак жол» предложила разработать проект закона «О регулировании деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны», предусматривающий доступность такой информации для фискальных органов, особый формат отчётности, а также иные вопросы.
Кроме того, мы считаем, что компании, выводящие прибыль через оффшоры, недолжны пользоваться поддержкой госпрограмм, налоговыми льготами, государственными субсидиями и иными преференциями. Более того, представляется сомнительным и участие таких компаний в госзакупках и закупках квазигосударственного сектора, так как их действия создают недобросовестную конкуренцию по отношению к тому бизнесу, который работает прозрачно и платит все налоги.
Панамский скандал снова показывает актуальность срочной разработки и реализации подобных мер. Иначе, как показал опыт Кипра в 2013 г. (когда средства на банковских счетах были просто массово конфискованы), даже при наличии правовых оснований, может не остаться возможности истребовать такие средства к возвращению.
Между тем, по нашему мнению, необходимо не дожидаться бегства очередных чиновников и олигархов, а создать законодательные условия, исключающие такие тенденции в принципе.
Потому что поставленная на экспорт коррупция снижает финансовые возможности государства, демотивирует добросовестный бизнес, дискредитирует и унижает благосостояние, заработанное честным производительным трудом.
На основании вышеизложенного, уважаемый Карим Кажимканович, демократическая фракция «Ак жол» просит Вас:
1) сообщить о мерах, предпринимаемых Правительством по деоффшоризации национальной экономики;
2) рассмотреть вопрос о разработке и внесении в парламент законопроекта «О регулировании деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны»
С уважением, депутаты фракции ДПК «Ак жол»
А. Перуашев
Е. Барлыбаев
Е. Никитинская
К. Абсатиров
Б. Дюсембинов
Д. Еспаева
М. Казбекова