По словам Гулиры Дюсеновой, учителя Назарбаев Интеллектуальной школы из Кокшетау, в основу предмета вошел современный вид искусства – Land Art, передает корреспондент BNews.kz.
Начиная с этого года, в рамках образовательной реформы, казахстанское школьное образование будет строиться по примеру организации Назарбаев интеллектуальных школ.
В обновленной программе для учеников начальных школ Казахстана появился новый предмет – художественный труд. Он интегрирует трудовое обучение и изобразительное искусство. Начиная с первого класса, ребята всей страны в рамках этого предмета смогут познакомиться с таким современным видом искусства, как Land Art. В Назарбаев интеллектуальных школах этот предмет уже преподавался, и учитель из НИШ Кокчетава Гулира Дюсенова рассказала об особенностях подобных уроков.
«Начиная с первого класса, школьники изучают новые виды искусства, например, Land Art подразумевающую работу с природными материалами. Здесь ребята акцентируют внимание на форму, размер и цвет. То есть, используя форму, они создают различные изображения. Если они используют размер, к примеру, камней – начинают чувствовать нюансы размеров. Цвета – допустим, камни, вроде одинаковы по цвету, но оттенки их разные, ребята изучают тона – темнее, светлее. Все это обычные камни, которые можно найти на берегу любого водоема. Иногда наши дети привозят их с отдыха. Можно найти и строительным материалам применение, даже щебенке, чтобы создать образы. В этом и заключается смысл искусства Land Art – используя обычные природные материалы создавать необычные работы», - рассказала Гулира Дюсенова.
Land Art (ландшафт-искусство) возник в США в конце 60-х годов и был неразрывно связан с природным ландшафтом.
Фото downloads-progs.ml
Часто работы выполнялись на открытом и удалённом от населённых мест пространстве, в котором оказывались предоставленными самим себе и действию природных сил. Это искусство расценивают как художественный протест против привычной искусственности, пластмассовой эстетики и безжалостной коммерциализации искусства.
Мастера лэнд-арта не рассматривали стандартные художественные площадки, как музеи ли галереи, в качестве демонстрации своей эстетической деятельности. Они создавали настолько монументальные пейзажные проекты, что их невозможно было сопоставить с традиционной транспортабельной скульптурой или же с коммерческим рынком искусства в принципе.
Фото www.wikilinks.fr
«Почему мы даем это с первого класса? Для того чтобы ознакомить наших детей с современным искусством. Для мирового сообщества это не новшество, такой способ подачи и развития любви к прекрасному у детей используется в Сингапуре, Малайзии и других странах. В основе казахстанской программы лежат учебные цели – это самое главное. Она построена на трех разделах: исследование и развитие идей; создание и изготовление творческих работ; презентация, анализ и оценивание. Цели не привязаны к контексту уроков и контексту разделов. Они могут встречаться везде. Для этого мы используем природные материалы, подручные и художественные средства, что позволяет детям, не имея специальных навыков, создавать интересные работы творческие работы», - говорит учитель.
«Раньше повсеместно была только техника аппликаций, сейчас мы немного ее разнообразили и называем коллажем. Используем различные материалы, в том числе вырезки из газет и журналов», - продолжает Гулира Дюсенова.
Несмотря на то, что предмет для обычных среднеобразовательных школ новый, учителя могут ознакомиться с уроками, видеоматериалами и материалами по оцениванию на сайте Назарбаев Интеллектуальной школы.
«Хотелось бы верить, что учителя нашей страны примут нашу программу, этот новый предмет и реализуют все его цели», - сказала Гулира Дюсенова.
Тем временем утвержденный в этом году новый госстандарт образования для всех уровней проходит апробацию в 30-ти пилотных школах страны.
Заместитель Премьер-министра РК Дарига Назарбаева в своём выступлении на августовском совещании работников образования заявила, что постоянная работа по улучшению учебников и учебных планов идёт полным ходом.
Вместе с этим Дарига Назарбаева предложила продолжить работу по повышению статуса и престижа профессии учителя, повышая мотивацию и заработную плату педагогов.
Жадра Жулмухаметова