Наиболее сильно “просели” следующие бренды: Daewoo, Isuzu, Datsun, Mini, Lexus, Peugeot, Mercedes-benz Trucks, Infinity, Skoda и UAZ.
Потери бренда Lada составили - 23,28 %, Toyota продала на 25,14% меньше, чем в июне.
Хорошие продажи сделали: Porsche +300%, Lifan +250%, Iveco +209,09%, Kamaz +188,33%, BMW +60,87%, Audi +57,14%, Hyundai +44,53% и Jac +22,73%.
Необходимо отметить, что за первое полугодие объемы промышленного производства в стране показали снижение на -1,6% г/г, в то время как торговля упала на -4,9%.
Отрицательная динамика развития автомобильного рынка Казахстана в начале 2016 года обусловлена переменами в мировой конъюнктуре сырьевого рынка, геополитическими изменениями в России, а также замедлением экономического роста в Китае и Европе (Россия, Китай и Европа являются основными торговыми партнерами Казахстана).
Прогноз продаж новых автомобилей в 2016-2018 гг.
Показатели второй половины 2016 года в значительной степени будут зависеть от динамики на рынке нефти.
Прогноз нефти, $/баррель |
2016 |
2017 |
2018 |
Всемирный банк |
43 |
53,2 |
59,9 |
МВФ |
43,9 |
51 |
53 |
EIU |
40,3 |
55,5 |
67,5 |
|
|
|
|
Базовый прогноз продаж новых автомобилей, ед. |
45 000 |
65 000 |
105 000 |
Согласно прогнозам Всемирного банк, МВФ и Economist Intelligence Unit, средняя стоимость нефти в 2016 году составит 40-44 долларов США за баррель, что дает возможность предположить сохранение тренда первого полугодия. В таких условиях продажи новых автомобилей по итогам 2016 года составят около 45 000 единиц.
Базовые тенденции казахстанского рынка автомобилей:
1. Казахстанцы все больше предпочитают бюджетный сегмент авто, в первую очередь, для машин отечественного производства
2. Казахстанцы готовы к принятию новых брендов на рынке, если это машины казахстанского производства
3. Казахстанцам все более интересны льготное кредитование и рассрочка.
С учетом уязвимости нашей экономики, особое значение приобретает развитие отечественного машиностроения, способного стабилизировать цены на автомобили за счет повышения уровня казахстанского содержания.
У нас есть пример успешного вхождения бюджетного бренда в самый сложный для автопрома период. Производство модельного ряда Jac в РК было налажено лишь в 2015 г. Однако бренд уверено вошел в лидеры производства казахстанских авто.
Стоит отметить, что причиной выбора казахстанцами этого бренда является популярность сегмента, доступная цена в сравнении с конкурентами и удобная комплектация, выгодные условия кредитования, от 37 00тг.в мес., минимальной переплатой или отсутствием ее при определенных условиях.
На сегодняшний день Jac чаще всего продаются в Астане, Костанае, Алматы, Караганде и др.городах.
По результату вхождения бренда в самое сложное для отечественного автопрома время, очевидно, что казахстанцы в первую очередь рассматривают ценовой диапазон автомобиля. Даже привычное критическое отношение к товарам китайского производства перекрывается тем, что машина произведена в Казахстане и производители несут ответственность не только перед покупателями, но и перед руководством страны.
Для внутреннего рынка есть потенциал производства автомобилей сегментов SUV. Учитывая успешный опыт сотрудничества с брендом Jac, можно прогнозировать успех и для других бюджетных брендов, которые будут производиться в Казахстане. Хотя необходимо отметить что далеко не у всех автомобилей этого сегмента имеется 5 звезд безопасности от С NCAP, что является неоспоримым преимуществом марки.