Постановлением Правительства Казахстана от 29 августа 2016 года утверждены Правила проведения правового мониторинга, сообщает Zakon.kz.
Правовой мониторинг нормативных правовых актов проводится с целью оценки и прогнозирования эффективности законодательства, выявления противоречащих, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, а также выработки предложений по его совершенствованию.
Объектами правового мониторинга являются:
- Конституционные законы РК, кодексы, консолидированные и прочие законы;
- нормативные правовые указы Президента Казахстана;
- нормативные правовые постановления Правительства республики;
- нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии РК, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Национального Банка и иных центральных государственных органов, нормативные правовые приказы министров и других руководителей центральных госорганов, нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
- нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий (акты органов местного государственного управления).
Объектом правового мониторинга не являются нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, а также нормативные правовые акты, имеющие пометки «Для служебного пользования», «Без опубликования в печати», «Не для печати».
Для проведении правового мониторинга государственные органы имеют право привлекать общественные и научные организации, граждан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
При проведении правового мониторинга государственными органами используются:
- информация, содержащаяся в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан, ежегодных посланиях Конституционного Совета РК Парламенту страны о состоянии конституционной законности в стране, нормативных постановлениях Конституционного Совета и Верховного Суда, иных актах в области системы государственного планирования;
- обзоры практики применения нормативных правовых актов, подготовленные государственными органами;
- результаты проведенного государственным учреждением «Институт законодательства Республики Казахстан» анализа нормативных правовых актов;
- результаты анализа и обобщений обращений граждан, юридических лиц в государственные органы и рассмотрения актов прокурорского надзора, судебных решений, поступивших в государственный орган, относительно практики применения нормативных правовых актов;
- материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства,
а также материалы, предоставляемые неправительственными организациями;
- заключения (рекомендации) общественного мониторинга применения норм законодательства, проводимого общественными советами,
а также некоммерческими организациями, гражданами по поручению общественных советов;
- результаты общественного мониторинга нормативных правовых актов Национальной палаты предпринимателей РК;
- информация, содержащаяся в средствах массовой информации
и на интернет-ресурсах в общедоступных сетях телекоммуникаций, в том числе в научных публикациях;
- результаты социологических исследований по вопросам правоприменения нормативных правовых актов;
- статистические данные по правоприменительной практике;
- аналитические материалы по совершенствованию законодательства;
- предложения и замечания Национальной палаты предпринимателей, объединений субъектов частного предпринимательства по совершенствованию действующего законодательства республики, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства.
Проведение правового мониторинга Республики Казахстан включает в себя сбор, обобщение и анализ информации относительно объекта правового мониторинга; составление аналитической справки либо справки об отсутствии недостатков норм права; разработку проектов нормативных правовых актов, в случае выявления недостатков норм права; заполнение результатов правового мониторинга.
Для сбора, учета и хранения информации о нормативных правовых актах юридические службы государственных органов ведут регистры нормативных правовых актов, подлежащих правовому мониторингу.
При этом график проведения правового мониторинга на предстоящий календарный год утверждается не позднее 20 декабря текущего года по форме согласно приложению 3 с разбивкой по месяцам и указанием перечня нормативных правовых актов, в отношении которых будет проводиться правовой мониторинг.
Для обеспечения полноты проведения правового мониторинга государственные органы ежеквартально (за исключением правовых актов по кадровым, хозяйственным вопросам) представляют в органы юстиции перечни принятых актов центральных государственных органов и органов местного государственного управления за истекший квартал к 10 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.
При выявлении в нормативных правовых актах противоречащих законодательству республики, устаревших, коррупциогенных, неэффективно реализуемых норм права, госорганы составляют аналитические справки на казахском и/или русском языках по форме в приложении 6.
В случае выявления в нормативных правовых актах, входящих в компетенцию государственных органов, разработчиком которых они не являются, противоречащих законодательству, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, госорганы в течение 10 рабочих дней с момента составления аналитической справки уведомляют госорган, принявший данный нормативный правовой акт, являющийся его разработчиком либо относится к его компетенции.
Если в нормативных правовых актах не выявлены такие нормы, то составляется справка об отсутствии недостатков на казахском и/или русском языках.
Размещение аналитических справок и справок об отсутствии недостатков норм права осуществляется центральными государственными органами с использованием корпоративного портала.
Маслихаты, акиматы, ревизионные комиссии ежемесячно согласно утвержденному графику, составляют аналитические справки и справки
об отсутствии недостатков норм права на казахском и/или русском языках,
а также направляют их в территориальные органы юстиции областей, городов Астана, Алматы по итогам первого полугодия- до 10 июля текущего года и года - до 10 января года, следующего за отчетным.
По итогам проведенного правового мониторинга государственные органы два раза в год до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют информацию по итогам первого полугодия (до 10 июля текущего года) и года (до 10 января года, следующего за отчетным) по формам.
Центральные государственные органы направляют итоговую информацию в Министерство юстиции РК и размещают на корпоративном портале.
Маслихаты, акиматы, ревизионные комиссии направляют информацию в территориальные органы юстиции областей, городов Астана, Алматы. Территориальные органы юстиции областей, городов Астана, Алматы направляют обобщенную информацию в Министерство юстиции до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (до 15 июля текущего года и до 15 января года, следующего за отчетным).
Периодически, но не реже одного раза в полугодие, органы юстиции совместно с государственными органами рассматривают результаты мониторинга государственных органов с целью выработки рекомендаций по устранению выявленных недостатков.
Постановление введено в действие с 29 августа 2016 года.