Казахстанские родители просят внести изменения в закон «Об образовании» и разрешить школьникам учиться на дому. В нынешнем законодательстве прямого запрета на альтернативную форму обучения нет, но и норма, предполагающая получение среднего образования вне школьных стен, тоже отсутствует. По словам родителей, такие правовые качели ведут к коррупции и бесправию семей, выбравших надомное обучение, пишет "Экспресс К".
Школьное образование, пожалуй, одна из самых острых тем в нашем обществе. Традиционно споры ведутся вокруг ЕНТ, перехода на трехъязычие, учебников и питания. Но в последнее время актуальным становится и вопрос хоумскулинга – в переводе на русский это ставшее модным словечко означает среднее образование на дому. Такая форма обучения широко распространена в США, Великобритании, Канаде и Австралии. Разрешен хоумскулинг и в некоторых странах СНГ: в России, Узбекистане и Молдове. А вот в Германии и Швеции отказ от посещения традиционной школы грозит тюремным сроком и даже лишением родительских прав.
В нашей стране семьи, радеющие за хоумскулинг, приводят в качестве аргументов данные международных исследований. Так, по словам организатора Клуба достаточно хороших мам «Кукушка» Светланы Друзь, английские чилдрен, выросшие в домашних условиях, опережают своих школьных сверстников в математике и чтении. Да и канадские хоумскулеры, если верить опросам, чувствуют себя гораздо счастливее «замученных учителями» ровесников.
– Домашнее обучение дает возможность привить ребенку свою систему ценностей, избежать вреда здоровью от непродуманной школьной нагрузки и построить более крепкие отношения между родителями и детьми, – говорит Друзь. – Также это способ избежать такого негативного влияния школы, как наркотики, алкоголь и ранний секс.
От альтернативного образования Друзь видит и вполне ощутимый экономический эффект. Ведь многие школы страны переполнены, а квалифицированных педагогов катастрофически не хватает. Потому, рассуждает она, если часть учеников «разойдется по домам», разгрузится и бюджет, и забитые под завязку классы.
В крупных городах, продолжает Друзь, родители уже взяли инициативу в свои руки и, не дожидаясь законодательного разрешения, переходят на домашнее обучение. В Алматы, например, действует сразу три сообщества хоумскулеров. Беспокоит такие семьи только бумажный вопрос: где взять аттестат о среднем образовании, необходимый для поступления в вуз?
– Каждая семья решает эту проблему по-своему, – рассказывает Светлана. – Самый простой и законный способ – это дистанционное обучение в российской школе, по окончании которой вы получаете аттестат. Иногда в старших классах ребенка отдают в обычную школу, где он доучивается и тоже получает «корочку». Еще бывает – через взятки А бывает, что дети остаются вообще без аттестата. Я знаю такие семьи, и они вполне довольны.
В свою очередь завуч одной из алматинских школ Наталья Новосельцева считает, что открещиваться от традиционного образования не стоит. Ведь школа – это не только учителя и уроки, но и общение со сверстниками на переменах. А значит, социализация, так необходимая во взрослой жизни.
– Все зависит от внутреннего состояния человека. Если он категорически настроен против школы, то конечно. А с другой стороны, ребенок может в конце концов подойти к вам и сказать: «Мама, я хочу в школу!» – рассуждает педагог. – И в школе достаточно возможностей для получения хорошего образования. Я всегда детям говорю: «Вот вы пришли в школу, а вокруг вас лежат бриллианты в виде знаний. Надо их только забрать». Для этого здесь есть все, нужно только правильно мотивировать ребенка.
Высказывается также мнение, что все плюсы домашнего обучения связаны с минусами нашего среднего образования, страдающего от недостатка финансирования, которое хорошо бы удвоить.
Тем временем в Министерстве образования и науки обещают подумать над изменением законодательства и даже готовы создать рабочую группу по этому вопросу. Ожидается, что в нее войдут учителя, психологи и родители, ставшие инициаторами большой перемены.
Татьяна КУАН
Фото: blogspot.com