Интересный вопрос задал Ержан из Астаны на интернет-конференции с председателем Верховного суда, которая идет сейчас в прямом эфире на сайте Zakon.kz.
- Вы никогда не задумывались, почему наши богатые люди хранят свои деньги за границей? Думаю, это происходит потому, что большинство боится за свою собственность. У нас в Уголовном кодексе примерно пять статей, предусматривающих частичную или полную конфискацию всего имущества», спрашивает Ержан.
То есть, по его мнению, у нас человека наказывают дважды: лишают свободы и забирают имущество. В европейских странах конфискуется имущество, приобретенное в результате преступной деятельности, или на доходы от преступной деятельности, или которое использовалось для преступной деятельности. Все остальное имущество не конфискуется, работает принцип неприкосновенности к частной собственности, оперирует автор и далее пишет:
«У нас, к сожалению, этого нет, конфискацию используют для отъема бизнеса. Перефразируя интересную поговорку, скажу, было бы имущество, статья найдется. Например, почему забрали все имущество у бизнесмена по шумному делу «Алиби». Это, по сути, бытовой конфликт. Да, он переступил закон, издеваясь над другим человеком. За это он сидит в тюрьме. Но причем тут его имущество, оно нажито праведным путем, зачем его забирать, зачем наказывать еще и семью. Где неприкосновенность к частной собственности?! И таких примеров масса. Именно поэтому богатые люди хранят деньги за границей, и они не работают на нашу экономику.
По этому поводу председатель Верховного суда высказал следующее мнение:
- Да, до 2015 года наш Уголовный кодекс предусматривал конфискацию всего имущества. Таков был закон, и судьи применяли этот закон, и в случае признания виновным подсудимого лица, конфисковалось все имущество. Мы не разбирались, каким путем это имущество было заработано.
С 1 января 2015 года в Казахстане действует новый уголовный закон, новый Уголовный кодекс, согласно которому сегодня конфискации подлежит только то имущество, которое доказано, что оно заработано преступным путем, либо это имущество является предметом преступления, либо орудием преступления. Например, автомобиль, квартира, или офис, где орудовала организованная банда.
- То есть мы тоже пошли тем путем, который приводит автор вопроса, сегодня действует именно такое требование, и такой закон.
Что касается вообще вывода денег, Кайрат Мами отметил, что государством объявлен второй этап легализации имущества и население, люди, спрятавшие свои деньги за границей, могут вернуть их, легализовать и жить спокойно.
Если говорить конкретно о деле Алиби, то у него действительно забрали имущество. Председатель Верховного суда пояснил, что это было бытовое преступление, причинение тяжкого телесного повреждения на почве ревности. Во-вторых, это преступление состоит из нескольких статей. Жамалиев не только избил потерпевшего, он забрал незаконным путем его автомобиль, что является корыстным преступлением.
- Конфискация имущества Жамалиева применена именно по этой части, - заверил Кайрат Мами. - Но здесь автор прав, наши суды конфисковали все имущество, без учета интересов его законной семьи. Верховный суд пересмотрел это дело и часть имущества, которое положено его супруге и детям, вернули им.
Торгын Нурсеитова