Правительству пришлось отложить планы по запуску программы автоутилизации - не готовы заводы, которые будут перерабатывать старые автомобили, сообщает abctv.kz.
По информации вице-министра по инвестициям и развитию Альберта Рау, сданные авто могут быть просто-напросто разворованы, прежде чем попадут на заводы по утилизации. Он отметил, что с таким раскладом дел согласны все заинтересованные стороны: и автопроизводители, и оператор по расширенным обязательствам производителей/импортеров (РОП).
«На сегодняшний день (строительство – ред.) шредерных заводов еще не до конца отработано, поэтому решили так: начнется это (сбор автомобилей – ред.) где-то за 3-4 месяца до того, когда заработает конкретный завод по утилизации. (…) Тот, кто принял эти машины на накопление, он их не сторожил, завтра они будут "избавлены" от цветного металла, еще каких-то ценных частей. Нет, машина должна приниматься и сразу идти в утиль. Поэтому пока решили все-таки отложить», – пояснил вице-министр.
При этом А. Рау затруднился назвать точные сроки, когда можно будет говорить о приеме автомобилей. Точно лишь, что это случится не в 2016 году, возможно, в середине следующего года. Пока же ведомство ведет переговоры с предприятиями, которые могут заняться утилизацией. По его словам, нет особой трудности в том, чтобы поставить шредерный завод на уже готовую территорию с инфраструктурой, например, добавляет он, как у «Казвторчермет».
«Это вопрос, я думаю, максимум 5 месяцев. Он крупноблочный, там не надо ничего - ни здание строить, ничего, поставили оборудование и все. Когда мы такое увидим, тогда мы от обратного посчитаем и скажем: хорошо, ты строишь, мы в это время объявляем программу утилизации и принимаем первые 10 тыс. машин. Ты построил, к этому времени, допустим, 5 тыс. машин уже накоплено, они все идут на утилизацию», – дает раскладку Альберт Рау.
На начальной стадии такие заводы предполагается построить в таких регионах, как Центральный Казахстан (Астана или Караганда), Алматы и в Южном Казахстане. По количеству автомобилей вице-министр называет приемлемой цифру в 10 тыс. единиц. Что касается суммы сертификата, как отметил господин Рау, по предварительным расчетам, "чтобы человеку было выгоднее сдать на утилизацию, а не на разборку в гаражах, примерно 315 тысяч тенге".
Напомним, с 28 января текущего года в Казахстане импортеры и производители автомобилей, автошин и аккумуляторов (всего 38 товарных позиций) уплачивают утилизационный сбор. Правда, денег от оператора РОП за уже утилизированные машины предприятия-переработчики пока еще не получают. К примеру, базовая ставка утильсбора на произведенные или импортируемые легковые автомобили составляет 50 МРП (106050 тенге), а коэффициент к базовой ставке колеблется в зависимости от рабочего объема двигателя от 3 до 23. Чтобы стимулировать казахстанцев сдавать старые авто на утилизацию, Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) предложила выдавать сертификаты в обмен на машины. Предполагается, что документ можно будет использовать в качестве первоначального взноса за новый автомобиль отечественной сборки. Стоимость сертификата оценивают в 300 тыс. тенге. Допускается объединение двух сертификатов для покупки нового авто. Автомобили можно будет сдавать не только в специальные пункты приема, но и в дилерские центры. Иными словами, казахстанец может прийти в автоцентр, выбрать себе новый транспорт, тут же сдать старую машину или две, получить сертификат и оплатить им первоначальный взнос. Все вопросы по транспортировке и сдаче автомобиля на перерабатывающий завод в этом случае берет на себя дилерский центр.
Гульназ Муканова, Ирина Севостьянова