Одной из последних новостей казахстанского рынка такси и информационных технологий стало введение оплаты наличными за поездки через приложение Uber. Стоит отметить, что руководство компании сомневалось в необходимости такой опции. Заходя на рынок Казахстана, Uber говорили о безналичном расчете как клиента с водителем-партнером, так и компании со своими водителями-партнерами.
Но по отзывам, которые высказывались сразу после запуска сервиса, стало ясно, что некоторые пользователи хотели бы попробовать сервис без активации в нем банковской карты, а водители-партнеры - иметь небольшие суммы наличных для осуществления ежедневных расходов.
Возможно, это стало причиной введения оплаты наличными. А возможно и то, что в глазах многих пользователей только безналичный расчет был слабым местом Uber в сравнении с другими игроками. При этом введя наличные, Uber не отказался от основного способа оплаты - безналичный расчет. Наличные как способ оплаты существуют в дополнение к основному способу - оплата по карте, зарегистрированной в приложении.
Как обстоят дела с безналичной оплатой у других игроков? У Яндекс. Такси она была доступна изначально, и это был и остается единственным способом оплаты за услуги. В чем же разница? Расчет стоимости поездки на Uber в независимости от выбранного способа платежа остается неизменной: стоимость поездки считает система, а не водитель по заранее известным тарифам. Кроме того, у пользователя есть возможность рассчитать стоимость поездки через приложение перед ее началом - приложение выдает вилку стоимости, в пределах которой и будет стоить поездка. Никаких сюрпризов.
После окончания каждой поездки пользователь по электронной почте получает отчет о поездке с указанием маршрута, адреса места подачи и места назначения, а также детализацией ее стоимости.
А самое главное вне зависимости от выбранной опции, деньги за поездки своим партнерам Uber перечисляет только по безналичному расчету - на расчетные счета своих партнеров, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В Яндекс.Такси, как выяснилось, многие водители являются частными извозчиками, не имеющими статуса юридического лица. Хотя, заходя на казахстанский рынок, Яндекс.Такси заявлял о том, что будет работать исключительно с официальными таксопарками. Насколько нам известно, водители-частники работают с Яндекс.Такси без заключения соответствующего трудового договора. Расчет с ними производится в наличной форме непосредственно в офисе компании, что также не подкрепляется документально. Есть основания полагать, что таким образом происходит традиционное уклонение от уплаты налогов и прочих взносов в пользу государства. Почему такое происходит под носом у департамента государственных доходов Алматы?
Интересно и другое. В ходе тестирования опции наличной оплаты в Uber выявили такую тенденцию: подавляющее большинство пользователей, которые оплачивают поездки на Uber по карте, никогда не переходят на наличный способ оплаты, а люди, которые начинают пользоваться Uber с оплатой наличными, после совершения нескольких поездок переходят на безналичный способ оплаты.
Получается, что у кого-то наличные - это полная прозрачность, а также способ привлечь новых пользователей, которые потом переходят на безналичную оплату, а у кого-то отсутствие этой прозрачности и невозможность понять, сколько зарабатывает водитель и какие налоги с этих сумм должны перечисляться в государственный бюджет.
Кажется, что уже прошло время, когда мы носили с собой стопки денег. С новыми технологиями это просто неактуально. И пока власти не торопятся призвать к законности и порядку, пользователи постепенно голосуют в пользу того, что прозрачно и эффективно.
Фото: azh.kz