Предпринимательский кодекс, вступивший в силу с 1 января 2016 года, определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Республике Казахстан, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.
Согласно ст.16 Предпринимательского Кодекса РК, в целях стимулирования развития субъектов предпринимательства государством проводится комплекс мер, направленных на создание благоприятных правовых, экономических, социальных условий и гарантий для реализации предпринимательской инициативы. Стимулирование предпринимательской деятельности осуществляется, в том числе, посредством обеспечения защиты и поддержки предпринимательства.
В соответствии с требованиями статьи 17 Кодекса государственными органами и иными организациями реализуются меры по созданию благоприятных условий для стимулирования развития отечественного производства товаров, работ, услуг. При разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, заключении международных договоров Республики Казахстан и участии в принятии решений международных организаций в целях повышения конкурентоспособности отечественных товаров, работ, услуг учитываются национальные интересы Республики Казахстан. Согласно статьи 18 Кодекса не допускаются незаконное вмешательство государства в дела субъектов предпринимательства, их объединений, а также указанных объединений в дела государства и возложение на них функций государственных органов.
При этом согласно ст. 19 Кодекса субъекты частного предпринимательства участвуют в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, проектов международных договоров Республики Казахстан, а также международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства, через Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан и аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства. Также в ст. 20 Кодекса предусмотрено о том, что государством гарантируется и поощряется внедрение субъектами предпринимательства в своей деятельности социальной ответственности.
Соответствующие нормы, принятые законодателем в 2015 году по поддержке субъектов малого среднего бизнеса в рамках Программы Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года «План нации - 100 конкретных шагов», устанавливают приоритет сохранения и развития действующих предприятий и субъектов, в целях обеспечения экономической и социальной стабильности общества, поскольку влияют на инвестиционную привлекательность страны, а также позволяют сохранить рабочие места и обеспечить пополнение государственного бюджета.
Следуя принципам, изложенным в государственной программе, суды при рассмотрении гражданских дел с участием субъектов предпринимательства с применением законодательства о государственных закупках, также руководствуются пунктом 5 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года №5 «О применении судами законодательства о государственных закупках», при рассмотрении исков о признании поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, недобросовестными участниками государственных закупок, где предусмотрено необходимость принятия во внимание вину поставщика как основание гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьей 359 ГК и наступившие негативные последствия для заказчика, исходя из критериев справедливости и разумности согласно части 6 статьи 6 ГПК. Под негативными последствиями следует понимать причинение стороне договора такого ущерба, что она в значительной степени лишилась того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 401 ГК). Между тем, отсутствия доказательства со стороны заказчика о наступлении негативных последствий, степень исполнения поставщиком обязательства в рамках договора о государственных закупках, являются основанием для отказа в удовлетворении требований о признаний поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.
С. Кабидолдина, судья специализированного межрайонного экономического суда г. Астаны