Введение судебных издержек преследует обеспечительную цель - судья

Судебные расходы это госпошлина и издержки, связанные с производством по делу.
Законодатель в ст. 102 ГПК установил понятие судебных расходов - это государственная пошлина и издержки, связанные с производством по делу.

ГПК дает лишь состав судебных расходов, а не определяет само понятие «судебных расходов». Раскрыть понятие государственной пошлины позволяет содержание статьи 532 Налогового кодекса. Понятие судебных издержек, связанных с производством по гражданскому делу, определяет положение статьи 108 ГПК, перечислившей состав судебных издержек. Данная статья предусматривает возмещение расходов за осуществление тех или иных процессуальных действий в гражданском судопроизводстве. По сути, введение судебных издержек преследует обеспечительную цель, т.к. призвано обеспечить нормальное осуществление правосудия, позволяющее вызывать свидетелей, проводить экспертизу, объявлять розыск ответчика, оплатить помощь представителя и т. д.

Судебные издержки в виде фактически понесенных затрат для выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия, а также для возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий, подлежат взысканию по результатам рассмотрения конкретного гражданского дела. Основное отличие государственной пошлины от издержек, связанных с рассмотрением гражданского дела, заключается в том, что размер государственной пошлины определяется в порядке, установленном законом (в процентах от цены иска или от размера месячного расчетного показателя), с её зачислением в доход бюджета. Размер издержек, связанных с рассмотрением дела, определяется реальными затратами сторон на осуществление тех или иных процессуальных действий и является компенсацией лицам, их понесшим, и лишь в исключительных случаях они подлежат зачислению в бюджет.

В целом судебные расходы можно определить как денежные суммы, оплачиваемые лицами, участвующими в деле, или относимые на счет республиканского бюджета в связи с производством по гражданскому делу в суде. Обязанность по уплате судебных расходов возлагается на стороны, третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, заявителей и заинтересованных лиц по делам особого производства, на заявителя и орган, чьи действия оспариваются, по делам особого искового производства.

По своей природе судебные расходы носят компенсационный характер, так как преследуют цель возложения на законодательном уровне на обращающихся за судебной защитой в порядке гражданского судопроизводства физических и юридических лиц обязанности по частичному возмещению государству расходов на содержание судебной власти, а также превентивный характер – как сдерживающий фактор неосновательного обращения в суд.

Порядок уплаты и размер государственной пошлины, а также основания освобождения от ее уплаты определяются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Уплата государственной пошлины в бюджет должна быть подтверждена платежными или кассовыми документами, а при оплате платежей посредством банкоматов, электронных терминалов, каналов удаленной связи и платежного шлюза «электронного правительства» - чеками и квитанциями на бумажных носителях или в электронном виде.

Порядок уплаты и размер государственной пошлины определяются Налоговым кодексом. Государственная пошлина на территории Республики Казахстан подлежит обязательному взиманию в доход государства за совершаемые судом действия, перечисленные в статье 535 Налогового кодекса. Размер государственной пошлины установлен законом и зависит от цены иска - по требованиям имущественного характера, а по требованиям неимущественного характера - от предмета иска, а также зависит от характера совершаемого процессуального действия и правового статуса заявителя.

Статья 541 Налогового кодекса предусматривает строгий перечень лиц, подлежащих освобождению от уплаты госпошлины, а также основания по отдельным категориям дел (трудовым, авторским, алиментным и др.). Плательщиками государственной пошлины являются физические и юридические лица, обращающиеся в суд по поводу совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов.

Ряд вопросов уплаты государственной пошлины разъяснены в нормативном постановлении Верховного Суда № 9 от 25 декабря 2006 года «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам». Исходя из смысла статьи 103 ГПК и статьи 535 Налогового кодекса, к объектам взимания государственной пошлины в государственный бюджет относятся каждое /каждая/ принятое /принятая/ судом к производству:
- самостоятельное требование истца либо третьего лица, предъявленное в исковом заявлении первоначальном и /или/ встречном;
- дополнительное заявление об увеличении цены иска;
- заявление /жалоба/ по делам особого производства;
- заявление о взыскании денежных сумм или истребовании имущества от должника по бесспорным требованиям (заявление о вынесении судебного приказа);
- заявление о выдаче дубликата исполнительного листа;
- заявление о повторной выдаче копий (дубликатов) судебных решений, приговоров, определений, прочих постановлений судов, а также копий других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле;
- заявление о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов;
- ходатайство о пересмотре судебных актов в кассационном порядке на определения, решения и постановления судов.
Подаваемые в суд иски и заявления, а также встречные иски могут содержать несколько самостоятельных исковых требований, каждый из которых является объектом взимания государственной пошлины.
Исходя из смысла статьи 533 Налогового кодекса, к плательщикам государственной пошлины в гражданском судопроизводстве относятся физические и юридические лица либо их уполномоченные органы при совершении юридически значимых действий в интересах соответствующего структурного подразделения:
- выступающие истцами, заявителями при первоначальной подаче иска, заявления или жалобы;
- выступающие ответчиками в судах в случае подачи встречного заявления;
- выступающие третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования на предмет спора, рассматриваемого судом;
- в случае выбытия из дела первоначального истца и замены его правопреемником, последний является плательщиком государственной пошлины, если она не была уплачена первоначальным истцом;
- стороны и другие лица, участвующие в деле, при подаче ходатайства о пересмотре судебных актов в кассационном порядке на определения, решения и постановления судов либо в случае обращения в суд за повторной выдачей копий судебных актов и копий других документов из дела.

В случае уплаты госпошлины другим, не названным выше лицом, в платежном поручении (квитанции) должно быть указано, за совершение какого действия и за кого произведен плательщиком данный платеж. Ставки государственной пошлины, подлежащей взиманию в гражданском судопроизводстве, установлены статьей 535 Налогового кодекса в зависимости от вида гражданского дела, характера совершаемого процессуального действия, а также правового статуса заявителя. Исчисление государственной пошлины производится исходя из размера расчетного показателя, установленного в Республике Казахстан на день уплаты государственной пошлины (фиксированные процентные ставки государственной пошлины) либо исходя из процентного отношения к цене иска (пропорциональная государственная пошлина).

При определении размера госпошлины с ходатайств о пересмотре судебных актов в кассационном порядке по спорам имущественного характера следует исходить от оспариваемой заявителем суммы, указанной в ходатайстве. По выделенному отдельно производству госпошлина вторично не уплачивается. По повторно предъявленным искам, ранее оставленным без рассмотрения либо по которым было прекращено производство, за исключением случаев, указанных в подпунктах 2), 3), 5) и 6) статьи 277, а также 1), 2) и 5) статьи 279 ГПК, госпошлина уплачивается на общих основаниях. В случае увеличения размера исковых требований во время рассмотрения дела либо утверждения мирового соглашения недостающая сумма госпошлины доплачивается истцом в соответствии с увеличенной ценой иска.

При том, что вопросы относительно размера государственной пошлины комментируемой статьи в целом регулируются Налоговым кодексом, обращается внимание на существенное обстоятельство, вызывающее определенную правовую проблему, возникающую в судебной практике при отправлении правосудия по гражданским делам. Так, в одних случаях, если истец, предъявляя требование о признании сделки недействительной, не ставит вопроса о возврате имущества, то государственная пошлина взимается как за неимущественное требование, полагая, что оспаривается только само соглашение. Если истец одновременно предъявляет требование в соответствии с пунктом 3 статьи 157 ГК о возврате другой стороной всего полученного по сделке в натуре, а при невозможности возмещения стоимости в деньгах, государственная пошлина взимается одновременно, исходя из размера, установленного за требования неимущественного и имущественного характера.

В других случаях, по таким требованиям суды взимают государственную пошлину как за одно требование неимущественного характера, полагая подлежащим применение реституции в силу закона. Встречается в судебной практике и третий вариант, когда суды по искам о признании сделки недействительной, взимают госпошлину как за требование имущественного характера исходя из стоимости оспариваемого имущества. В поддержку третьего варианта приводятся следующие обоснования.

Как известно, гражданское законодательство регулирует:
- имущественные отношения, которые могут иметь денежную оценку, (договор купли-продажи – классический возмездный договор; по договору дарения, хотя согласно статье 506 ГК имеет место безвозмездная передача имущества либо имущественного права, предмет договора также имеет денежную оценку. Исходя из смысла статей 147, 148, 378, 1050 ГК договор – это односторонняя, двух- или многосторонняя сделка, направленная на установление, из¬менение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Завещание, как и любая иная сделка, направлена на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, ее недействительность так же, как и любого другого договора, основывается в соответствии со статьей 1056 ГК на правилах главы 4 ГК о недействительности сделок. Завещание – то договор, которым может быть возложено обязательство на исполнителя завещания, наследника (статьи 1057-1059 ГК). Причем, наследник вправе отказаться от принятия наследства);
- личные неимущественные отношения (это неимущественные отношения, сопутствующие имущественным правам, например, на интеллектуальную собственность (статья 15 Закона «Об авторском праве и смежных правах» (право признаваться автором, на неприкосновенность произведения, причем личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и являются неотчуждаемыми и т.д.) и неотчуждаемые нематериальные блага, которые не регулируются гражданским законодательством, а защищаются, если иное не вытекает из существа этих благ.

Таким образом, поскольку предметом сделки по отчуждению, могут быть только имущественные отношения, соответственно и оспаривается законность сделки имущественного характера, несмотря на то, что истец не выдвигает требования о возврате имущества в данном исковом заявлении. Цену иска в таком случае составляет цена договора. Поэтому, в случае оспаривания истцом только, к примеру, сделки купли-продажи, совершенной с его участием, тогда как со спорным имуществом совершены последующие несколько сделок, суд вправе самостоятельно в соответствии со статьей 52 ГПК привлечь участников других сделок с данным имуществом в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований, чьи права будут затронуты при разрешении такого спора.

Государственная пошлина подлежит уплате в тенге до подачи в суд соответствующего заявления (жалобы) или заявления о вынесении судебного приказа, за исключением дел, предусмотренных статьей 106 ГПК (в случаях освобождения от уплаты государственной пошлины и предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины), а также при выдаче судом копий документов (пункт 2 статьи 547 Налогового кодекса).

Уплата в бюджет суммы государственной пошлины производится путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, либо внесения ее наличными деньгами на основании бланков строгой отчетности по форме, установленной уполномоченным органом (пункт 4 статьи 547 Налогового кодекса). Соответственно уплата государственной пошлины в бюджет должна быть подтверждена платежными или кассовыми документами. Доказательством уплаты государственной пошлины в установленном законом порядке служит оригинал платежного документа, свидетельствующий об уплате государственной пошлины в бюджет по месту предъявления иска (пункт 3 статьи 547 Налогового кодекса), и соответствующий требованиям Закона «О платежах и переводах денег». Недопустимо подтверждение уплаты государственной пошлины ксерокопией платежного документа, а также недопустима выдача оригинала платежного документа из гражданского дела по просьбе плательщика, с заменой его на копию.

При оплате платежей посредством банкоматов, электронных терминалов, каналов удаленной связи и платежного шлюза «электронного правительства» уплата государственной пошлины в бюджет должна быть подтверждена чеками и квитанциями на бумажных носителях или в электронном виде. Имеют место случаи, когда суды, руководствуясь статьей 85 ГПК, возвращают по просьбе стороны оригиналы документов об уплате госпошлины. Между тем, данная норма закона предусматривает возврат письменных доказательств, каковыми в соответствии с положениями статей 64, 81 ГПК являются документы, содержащие сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для дела, оригинал документа, приложенный к исковому заявлению в качестве зачисления подтверждения госпошлины в бюджет, таковым не является и не подлежит возврату по просьбе стороны по делу.

К повторно подаваемому иску в качестве доказательства уплаты госпошлины может быть приложен первоначальный платежный документ об уплате госпошлины, которая подлежала возврату из бюджета истцу по определению либо решению суда, но не была им получена, если при этом не истек трехгодичный срок со дня зачисления суммы государственной пошлины в бюджет.

Н. Ситникова, судья специализированного межрайонного экономического суда г. Астаны


Следите за новостями zakon.kz в: