К.Ойшыбаев: Поправки нужны для развития рынка казахстанских СМИ

Zakon.kz
Это снизит риск распространения ложной или непроверенной информации, которая может вызвать панику в обществе.
В Казахстане на общественное обсуждение вынесли проекты поправок в законодательные акты по вопросам информации и коммуникаций. На днях МИК РК организовало экспертное обсуждение с участием около 60 специалистов отрасли. Звучат разные мнения. В этой связи, мы решили поинтересоваться мнением руководителя самого крупного телерадиохолдинга страны – председателя Правления РТРК «Казахстан» Ойшыбаева Кемелбека. Указанная государственная корпорация объединяет 23 СМИ, в числе которых республиканские, региональные теле и радиоканалы.

- Как вы оцениваете подготовленные поправки? Насколько они затрагивают интересы вашего холдинга?

- В целом, я считаю, что указанные поправки нужны для развития рынка казахстанского СМИ. Они и раньше нужны были, но в связи с отсутствием профильного министерства, практически некому было двигать эти поправки. Эта задача стала одной из основных для МИК РК и вот через четыре месяца с момента его образования проекты поправок передаются для публичного обсуждения. Четыре месяца для вновь созданного министерства – это очень сжатый период. Это говорит о том, что по сути наряду с созданием министерства и формированием команды его руководитель Абаев Даурен занялся и изменениями законодательства.

Касательно затрагивания интересов корпорации «Казахстан». Мы для себя видим и ощутимые плюсы, которые помогут существенно сдвинуться вперед и в то же время, моменты, которые нас заставят быть более ответственными.

- Какие поправки вы называете плюсами и минусами в данной ситуации?

- Я не называл их минусами. Я говорил о моментах, которые заставят нас быть более ответственными. К примеру, в соответствии с поправками в кодекс об административных правонарушениях и в закон «О СМИ» предлагается ограничить СМИ в распространении информации личного характера о пострадавшем ребенке. Нельзя показывать фото и видеоизображение ребенка, нельзя называть его фамилию и имя, его родителей, их адреса, то есть информацию, которая позволяет прямо или косвенно установить личность такого ребенка.

С одной стороны как журналисту, мне хочется освещать любое событие, потому что это «жареный факт», который повышает рейтинг наших СМИ. Но я также понимаю инициаторов данного изменения – гражданский долг каждого человека защищать несовершеннолетних. Поэтому мы не должны наносить урон ребенку на всю жизнь, сделав его «знаменитым», которому будет тяжело приспособиться в обществе. Это уже моя гражданская позиция и здесь она берет выше журналистских предпочтений. К сожалению, факты насилия над детьми встречаются часто и молчать об этом тоже нельзя. Мы просто будем искать другие формы подачи подобной информации, соблюдая при этом законодательные требования. Считаю, что любую информацию можно подать качественно, не нарушая законодательные требования. Это зависит только от мастерства журналиста.

Другую сложность нам может доставить поправка, обязывающая не выпускать информацию без согласия человека, у которого она получена. Этот пункт закона может немного затянуть время публикации, а оно потом может потерять актуальность. То есть может «уйти в минус» оперативность СМИ. Опять-таки есть обратная сторона монеты. Мы должны понимать, возможно, человек оговорился, возможно, ошибся, и поэтому сверка и уточнение с ним информации, снимает все проблемы, которые могут позднее возникнуть. Я иногда сам даю интервью и поэтому с двух сторон смотрю на эту ситуацию. Главное, оперативно проводить это согласование.

- А какие плюсы вы видите в этих поправках?

- Их много. К примеру, для нас хорошо, что указанными поправками ужесточаются требования и ответственность за распространение телеканалов в публичных местах. В составе нашей корпорации канал «Казспорт», который часто получает исключительные права и транслирует интересные спортивные мероприятия. И в эти дни «Казспорт» ставят во многих барах. Здесь нарушаются наши права. Так как за эти права корпорация тратит средства и логично, бары должны оплачивать нам за ретрансляцию.

Плюсом также считаю то, что вводятся определения многих понятий. Из-за этого возникало много юридических вопросов. К примеру, появляются определения таким понятиям, как «телеторговля», «товары вспомогательного характера» и т.д. Наконец-то вводят определение«электронного архива».

Наш основной телеканал «Казахстан» вещает 100% на государственном языке. Поэтому для нас хорошей новостью стала поправка о том, чтобы объем рекламы в эфире на государственном языке по времени не должен быть меньше суммарного объема рекламы на других языках. Это повышает нашу конкурентноспособность.

- А как вы относитесь к тому, что с 1 января 2018 года объем отечественных телепрограмм должно составлять не менее пятидесяти процентов?

Здесь у нас проблем нет. Мы государственная корпорация и эту задачу уже давно выполняем, это наша обязанность перед обществом. На сегодняшний день в среднем 80% всей продукции телерадиоканалов нашей корпорации готовится в Казахстане. И с каждым годом мы этот показатель только увеличиваем. Средства, которые поступают от рекламы, мы тоже направляем на создание отечественной продукции.

- И последний вопрос. Одним из обсуждаемых поправок является регистрация пользователей социальных сетей. Как вы относитесь к этому новшеству?

- Я на это смотрю через призму обеспечения безопасности нашей страны. Учитывая случаи с религиозным экстремизмом в Актобе и громким преступлением алматинского стрелка, считаю важным, что все люди, которые распространяют информацию, должны быть идентифицированы. В такой ситуации, снижается риск распространения ложной или непроверенной информации, которая может вызвать панику в обществе.


Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Максим Галкин порадовал поклонников семейным снимком и необычным видео

Бозумбаев рассказал, была ли угроза для жилых домов при падении самолета в Актау

Авиакатастрофа в Актау: Минтранспорта сделало заявление

Женские привычки, которые бесят мужчин больше всего

Контрабандисты через туннель на границе переправляли из Казахстана в Узбекистан топливо