Этот текст был написан чуть больше года назад. Тогда, после встречи в дискуссионном клубе «Атамекен» с Даулетом Ергожиным, председатель правления НПП Аблай Мырзахметов просил не ставить его. Считалось, что я могу так спугнуть ДГД с начатого пути диалога.
Потом было обещано, что с 2017 года начнет действовать налог с продаж и вопрос по НДС снимется сам собой, а поправки нужно не замечать. Так и пропустили норму, предусматривавшую снижение порога по постановке на учет по НДС до трех тысяч МРП.
Спустя год, о налоге с продаж забыли, а норма, вложенная в закон, всех испугала настолько, что начались бурные дискуссии. От этих дебатов появились как выигравшие, так и проигравшие. Но ничего бы этого не было, если бы все делали то, что должны. Я писал, НПП не допускала бы спорные нормы закона под липовые обещания, эксперты отстаивали свою позицию.
-Вы по какой налоговой схеме работаете?
- Хм. В смысле, по какой?
- Ну, по упрощенке или полную отчетность сдаете?
- Не знаю. Мы с девяти до пяти работаем.
Эта история была рассказана на встрече с Даулетом Ергожиным в рамках экспертного клуба «Атамекен». Думаю, уже ни для кого не секрет, что государство отчаянно нуждается в деньгах и поэтому развертывает политику ужесточения налогового бремени для граждан и индивидуальных предпринимателей, во-первых, считая, что упрощённые налоговые схемы помогают уходить от налогов крупным предпринимателям, а, во-вторых, предлагает разделить бремя «тощих годов» на всех. То, с какой скоростью пытаются протащить изменения и качество самих предложений вызывают больше споров, чем само желание залезть гражданам в карман. Большинство предпринимателей с пониманием относится к поползновениям государства экспроприировать прибыль, но предлагает искать для этого более эффективные механизмы.
Первым камнем преткновения стало введение налога с продаж. Придуманный по собственному утверждению экономистом Олжасом Худайбергеновым и действующий в США с незапамятных времен, с точки зрения предлагаемой процедуры применения в Казахстане самый спорный. Сегодня он не имеет концепции и обсуждение его отложено до весны, а значит, говорить осталось только о снижении порога по НДС для ИП и ТОО с упрощенной формой отчетности. Его, после прошедшей девальвации, предлагается сделать на уровне 9,6 миллионов тенге в год против неиндексированных 30 тысяч МРП, что около 60 миллионов тенге.
Ужас в том, что ни в КГД, ни в других министерствах и ведомствах экономического блока не понимают, что НДС самый сложный в администрировании налог, а представители малого бизнеса не относятся, чаще всего, к самой образованной группе населения в области финансов. Если вспомнить последние исследования, то более семидесяти процентов трудоспособного населения не в состоянии объяснить внятно, что такое депозит, а ошибки в заполнении упрощённых деклараций показывают, что появление сложного в исчислении налога превратит восемьсот тысяч индивидуальных предпринимателей в потенциальных преступников. В свою очередь, это увеличит коррупционную составляющую конечного продукта. Кстати, это не отрицает и сам Ергожин, соглашаясь с тем, что за каждым инспектором охранника не поставишь.
Какова же цена вопроса? По утверждению главного налоговика, сумма сборов увеличится на 44 миллиарда тенге. Озвученная цифра повергла в шок. Только администрирование этого налога обойдется бизнесу более чем в сто пятьдесят миллиардов тенге. Поясню.
Как я уже говорил, в стране 800 тысяч предпринимателей работают по упрощённой схеме. Предположим, что только 100 тысяч из них имеют оборот более 800 тысяч тенге в месяц, хотя, по сегодняшним меркам, это даже трех тысяч долларов нет, но все же. Их затраты на содержание бухгалтера и его рабочего места будут около полутора миллионов тенге в год. Таким образом и получается цифра 150 миллиардов и это без учета налогов и сборов.
Вполне возможно согласиться с доводами некоторых экспертов, что такова цена порядка, и дело не в полученной выгоде, а в том, что задача КГД сделать налоговое поле ровным и справедливым, если бы не одно «но».
Для того, чтобы начинать реформы, целью которых является порядок, начинать нужно с себя. В частности, сокращать расходы государственных и квазигосударственных игроков, а здесь у нас засада. Например, буквально на днях ДВД Алматы запросило расширение штата на 800 человек, при этом работников полиции в городе предостаточно, мы уже теряемся среди людей в пагонах. Так вот, содержание дополнительного штата обойдется казне в полтора миллиарда в год. Эффективность нулевая, во всяком случае, если смотреть на результаты деятельности. Про коррупцию просто молчу.
Или вот. Программа ГПФИИР обошлась казне в 3 триллиона тенге. Никто не в состоянии сегодня ответить, насколько деньги потрачены эффективно. Во всяком случае, сколько налогов заплатили компании, вошедшие в программу.
Или вот еще. «Самрук», наш любимый спонсор всего и вся, в 2013 заплатил республиканскому бюджету всего 9 миллиардов тенге. Всего 2,2% от полученной прибыли. Да, он много потратил на содержание спорта и строительство объектов культуры и быта, но разве это не задача государства? Получается, «Самрук» сам решает и расставляет приоритеты, может, поэтому у нас спорт легионеров, а на строительство «Зеленого квартала» тратится 44 миллиарда тенге. Ровно столько, сколько планируется изъять у малого бизнеса.
В стране кризис. Как уже не раз писалось, в такие времена ни в коем случае нельзя ужесточать правила игры для тех, кто работает в налоговом режиме с девяти до пяти. Жаль, что кроме президента, этого никто не понимает. Боюсь, что отсутствие в стране специалистов в области политэкономии не позволяет найти консенсус между экономистами и политиками, а когда в друзьях согласия нет, все заканчивается плохим звуком.