Ответ
на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 24 октября 2016 года № 20-11/3083
На № ДЗ-114 от 29.09.2016 г. |
Депутатам фракции «Народные коммунисты» Мажилиса Парламента Республики Казахстан
|
Уважаемые депутаты!
На Ваш депутатский запрос, оглашенный на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан 29 сентября 2016 года, касательно проблем инвалидов по слуху, сообщаем следующее.
Действующее законодательство в области поддержки людей с ограниченными возможностями представлено Законами РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах», «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан», а также другими нормативными правовыми актами.
Касательно трудоустройства инвалидов
Законом РК «О занятости населения» предусмотрена квота рабочих мест для инвалидов в размере от 2 до 4 % от численности рабочих мест без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда.
В рамках реализации мероприятий Дорожной карты занятости-2020 приоритетное право на участие в ДКЗ-2020 имеют инвалиды, не имеющие противопоказаний для занятий трудовой деятельностью по состоянию здоровья.
Мерами государственной поддержки в рамках ДКЗ-2020 являются направление на бесплатные курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, переезд в зоны экономического роста, содействие трудоустройству, микрокредитование для начинающих предпринимателей и т.д.
На 2016 год в рамках Комплексного плана содействия занятости регионов запланировано трудоустройство 9 218 человек из числа инвалидов.
По состоянию на 1 сентября т.г. центрами занятости населения оказано содействие в трудоустройстве на постоянные и временные рабочие места 8586 человек (93,1 % от плана).
Из общего числа трудоустроенных 1 290 человек (15%) трудоустроены в рамках ДКЗ 2020.
В целях определения единых требований к рабочему месту инвалида утверждены стандарты рабочего места инвалида, в том числе для инвалида с полной потерей слуха (приказ МЗСР от 14.06.2016 г. № 519).
С 2018 года предусмотрено субсидирование специальных рабочих мест для инвалидов (в 2018 году 207,0 млн. тенге, в 2019 году - 1 412,7 млн. тенге).
Также в целях поддержки предпринимателей с инвалидностью сегодня реализуется Программа «Даму-Көмек», разработанная Фондом «Даму». В рамках данной программы обратилось 2 060 человек, планирующих открыть свое дело, из них спонсорскую помощь получили 1 659 человек.
В рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» в моногородах, малых городах и районных центрах оказывается информационная и консультационная помощь населению с предпринимательской инициативой. За 1 полугодие 2016 года за консультационной помощью обратились 381 человек с ограниченными возможностями.
Кроме того, Налоговым кодексом РК предусмотрены меры, стимулирующие деятельность организаций, использующих труд инвалидов:
- уменьшение налогооблагаемого дохода, в том числе на 2-кратный размер произведенных расходов на оплату труда инвалидов и на 50 % от суммы исчисленного социального налога от заработной платы и других выплат инвалидам (пп. 2) п. 1 ст. 133 Кодекса);
- уменьшение суммы исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 % (п. 1 ст. 135, ст. 139 Кодекса);
- освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан (пп. 13) ст. 248 Кодекса);
- из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются доходы за год не более предела, определяемого в размере 55-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на начало соответствующего финансового года (пп. 13) п. 1 ст. 156 Кодекса);
- исчисляют социальный налог по ставке 4,5 % специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения (п. 3 ст. 358 Кодекса).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено достаточное количество налоговых льгот и послаблений для предприятий, в которых работают инвалиды, а также норм, направленных на стимулирование работодателей для найма граждан с ограниченными возможностями.
Касательно мер социальной защиты инвалидов
На сегодняшний день в стране проживают более 29,7 тыс. людей с нарушением слуха, из них детей-инвалидов 15,7 %, лиц достигших пенсионного возраста - 22,8 %, лиц трудоспособного возраста - 61,4 %, из которых 30,7 % имеют постоянную занятость.
Законом РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» предусмотрены меры по защите инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, которая включает в себя медицинские, социальные, профессиональные, реабилитационные меры, направленные на восстановление (или компенсацию) утраченных и нарушенных функций организма.
За счет средств республиканского бюджета выплачиваются государственные социальные пособия по инвалидности, специальные государственные пособия, государственные пособия родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов.
Касательно проведения государственных закупок
В соответствии с Законом РК от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» предусмотрены случаи, при которых приобретение товаров, работ, услуг осуществляется у общественных объединений инвалидов РК и организаций, созданных общественными объединениями инвалидов РК:
- закуп средств реабилитации и услуг индивидуального помощника и специалиста жестового языка, инватакси у организаций инвалидов способом из одного источника (пп. 54) п. 3 ст. 39 Закона);
- закуп отдельных видов товаров, работ, услуг у общественных объединений инвалидов и организаций, созданных общественными объединениями инвалидов (ст. 51 Закона): товары легкой и мебельной промышленности, товары, предназначенные для нужд инвалидов, услуги по благоустройству, озеленению, организации санаторно-курортного лечения, полиграфические услуги и т.д.
Касательно образования
В реализацию подпункта 1) пункта 8 статьи 26 Закона Республики Казахстан «Об образовании» постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2012 года № 264 для граждан из числа инвалидов І, II групп, инвалидов с детства, детей-инвалидов предусматривается квота приема в размере 1 процента. В 2016 - 2017 учебном году обладателями гранта стали 322 человека, в том числе 252 - по указанной квоте.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2008 года № 116 инвалидам по зрению и инвалидам по слуху, обучающимся по государственному образовательному заказу в организациях образования, реализующих образовательные программы высшего образования, устанавливается надбавка к государственной стипендии в размере 75%.
Для обеспечения инклюзивного образования специалистами на базе 17 вузов ведется подготовка по специальности «Дефектология». В рамках данной специальности реализуются следующие образовательные программы: «Логопед», «Олигофренопедагог», «Тифлопедагог», «Сурдопедагог».
Кроме того, определен перечень организаций технического и профессионального образования (далее - ТиПО), где могут учиться дети с проблемами слуха и речи. В 20 колледжах принимают на обучение детей с нарушениями слуха и речи, способных к обучению, по техническим специальностям:
«Парикмахерское искусство и декоративная косметика», «Парикмахер-модельер», «Сестринское дело» (массажист для слепых и плохо видящих людей), «Технология переработки нефти и газа», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Мастер-строитель», «Швейное производство и моделирование одежды», «Вычислительная техника и программное обеспечение», «Швейное производство и моделирование одежды» со специализацией «Модельер-конструктор» и др.
В Государственную программу развития образования и науки РК на 2016 - 2019 годы включен индикатор «Доля организаций ТиПО, создавших равные условия и безбарьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями».
Касательно предоставления жилья
На сегодня нормы по предоставлению жилища из государственного жилищного фонда для инвалидов 3 группы предусмотрены в переходном положении Закона РК «О жилищных отношениях», которым предусматривается, что для граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилище, к моменту введения в действие указанного Закона, сохраняется право на получение жилища из государственного жилищного фонда в прежнем порядке (статья 117 Закона).
При этом, инвалиду 3 группы может быть предоставлено жилище из коммунального жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, в случае если он:
- государственный служащий;
- работник бюджетных организаций;
- его жилье признано аварийным;
- страдает тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
- пенсионер;
- оралман;
- лишился жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- из многодетной семьи;
- член его семьи погиб при исполнении государственных или общественных обязанностей;
- из неполной семьи;
- его семья, воспитывает ребенка-инвалида.
Необходимо отметить, что включение инвалидов 3 группы к категории лиц для предоставления им жилища из государственного жилищного фонда потребует дополнительных расходов из государственного бюджета.
Касательно бесплатного проезда в общественном транспорте
Согласно Закону РК «О транспорте в Республике Казахстан» перевозчики обязаны осуществлять бесплатный провоз отдельной категории пассажиров или предоставлять им иные льготы по оплате проезда.
Право на льготный проезд имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также лица, приравненные к ним, пенсионеры, инвалиды, студенты, учащиеся, военнослужащие, многодетные матери и др.
К примеру, данный вид социальной помощи сегодня реализуется в г. Астане, где предусмотрен бесплатный проезд инвалидам и пенсионерам в общественном транспорте. Расходы перевозчикам покрываются из средств бюджета города.
Согласно Правилам оказания услуг по перевозке инвалидов автомобильным транспортом (приказ и.о. Министра транспорта и коммуникаций от 01.11.2013г. № 859) транспортное средство оборудуется звуковым и зрительным информационным табло, сообщающим об остановках, времени прибытия и отбытия.
В настоящее время из 18 000 автобусов свыше 600 оснащены электронными цифровыми табло с оповещением остановок. Внедрение данной системы находится на начальном этапе, но работа в данном направлении ведется и будут постепенно обеспечены все автобусы.
Также согласно вышеуказанным Правилам инвалидам 1 и 2 групп на бесплатной основе предоставляются услуги «Инватакси» и начата работа по расширению категории получателей услуг Инватакси в Правилах с учетом возможностей местного бюджета.
Касательно детских дошкольных учреждений
Согласно стандарту государственной услуги «Постановка на очередь детей дошкольного возраста для направления в детские дошкольные организации» право первоочередного получения места в дошкольную организацию имеют дети инвалидов, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, дети из многодетных семей, дети военнослужащих и сотрудников специальных государственных органов при предоставлении соответствующего документа (приказ Министра образования и науки от 07.04.2015г. №172).
Касательно Перечня технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения
Министерством здравоохранения и социального развития поэтапно проводится работа по актуализации и расширению Перечня.
В 2015 году в Перечень были включены речевые процессоры к кохлеарным имплантам, вместо отдельных видов сурдо-, тифлотехнических средств (видеокомпьютеры, компьютерные тифлокомплексы, тифломагнитолы, телефаксы, диктофоны), для инвалидов с нарушениями органов зрения и/или слуха были предусмотрены многофункциональные, современные ноутбуки и мобильные телефоны (со сроком введения с 1 января 2017 года).
Также, с 2017 года будут увеличены услуги специалистов жестового языка для инвалидов по слуху с 30 до 60 часов в год, впервые взрослым инвалидам (старше 18 лет) будут оказаны услуги по замене речевых процессоров.
В республиканском бюджете на 2017 - 2019 годы в целях достижения положительных результатов проведенного оперативного лечения на услуги по замене и настройке речевых процессоров к кохлеарным имплантам, в том числе для лиц старше 18 лет, предусмотрено на 2016 год 1 197,2 млн. тенге, на 2017 год - 827,3 млн. тенге, на 2018 год - 714,5 млн. тенге.
Вместе с тем, в целях закупа качественных товаров и услуг в рамках третьего этапа (2016 - 2018 годы) Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в РК на 2012 - 2018 годы предусмотрено мероприятие по внесению изменений и дополнений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан № 26 от 22 января 2015 года в части введения единых требований к техническим вспомогательным (компенсаторным) средствам реабилитации, в том числе для закупаемых тифлотехнических средств.
В рамках реализации норм Конвенции о правах инвалидов Правительством ведется системная, целенаправленная работа и принимаются соответствующие меры по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов, повышению эффективности предоставления услуг в сфере реабилитации инвалидов, принятию надлежащих мер по обеспечению доступа инвалидов к труду, физическому окружению, в том числе к транспорту, информации и связи, объектам и услугам.
|
Премьер-Министр Республики Казахстан Б. Сагинтаев |
Оглашен 28.09.16г. |
Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
|
Депутатский
запрос от 29 сентября 2016, ДЗ-114
«О проблемах инвалидов по слуху»
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В ходе проведенных встреч с избирателями в регионах Казахстана депутаты фракции «Народные коммунисты» выявили ряд проблем, касающиеся инвалидов по слуху.
Наиболее острой является проблема трудоустройства выпускников специализированных школ. Инвалиды по слуху с детства после окончания спецшкол, сталкиваются с проблемой трудоустройства.
Их фактически игнорируют, поскольку в первую очередь их воспринимают и считают инвалидами. Многие инвалиды по слуху работают в различных организациях в качестве неквалифицированных работников, дворниками, уборщицами, прачками, домработницами, сапожниками, швеями и т.д. Однако, и даже эта работа не всегда доступна для этой категории граждан. Частный бизнес, который является основным работодателем, откровенно не желает принимать на работу инвалидов по слуху, даже в качестве неквалифицированных рабочих.
Для улучшения качества жизни инвалидов по слуху, необходимо оказание содействия в трудоустройстве со стороны государственных органов совместно с частным сектором предпринимательства. Возможно, надо стимулировать предприятия снижением налога, в которых будут работать инвалиды. Было бы правильным открыть учебно-производственные предприятия, где для них будет специфический подход.
Во многих регионах существуют Общества глухих, которые организовывают работы по социальной реабилитации инвалидов по слуху и создают рабочие места, однако они находятся на самофинансировании и никакой поддержки не имеют. Банки второго уровня не предоставляют кредиты, отсюда возникают проблемы приобретения оборудования для производственной деятельности. Неужели они заслуживают только то, чтобы трудиться в полутемных подвалах или в буквальном смысле, каморках метр на метр?
Так же не все госзакупки по их виду деятельности выставляют среди организаций инвалидов, в связи, с чем они вынуждены участвовать в тендерах на общих основаниях.
Выйти самостоятельно на рынок сбыта своей продукции очень сложно, учитывая определенную ограниченность инвалидов по общению.
Очевидна острая проблема - низкое материальное положение этой группы населения, которая находится за чертой бедности. За неимением возможности заработать слабослышащие люди вынуждены проживать исключительно на очень скромное пособие по инвалидности, около 27 тыс. тенге.
Не во всех регионах инвалиды по слуху могут получить образование в ВУЗах и СУЗах, так как в преподавательском штате не предусмотрен сурдопереводчик, что нарушает конституционные права инвалидов на получение соответствующего образования.
Актуальной проблемой является вопрос получения жилья по государственной программе. Ежегодно, вплоть до 2015 года, инвалиды по слуху получали квартиры, а теперь, после внесения изменений в Закон РК «О жилищных отношениях» согласно п.п.2 ст.68 - граждане, относящиеся к социально уязвимым слоям населения числятся инвалиды 1 и 2 групп.
Начиная с 2016 года инвалидам III группы по слуху с детства отказывают в постановке на учет на получение жилья. К тому же, стоящих очередников до 2015 года уже начали снимать с учета, вовсе лишая людей надежды на жилье.
Правительству необходимо пересмотреть жилищный вопрос для этой категории людей, остро нуждающихся в помощи со стороны государства.
Так же, инвалидам III группы необходимо предоставить бесплатный проезд в общественном транспорте. Установить на общественных транспортах информационное электронное световое табло с оповещением остановок.
Здоровых детей из семей инвалидов III группы следует без очереди направлять в детские садики или государственные центры развития, поскольку здоровый ребенок плохо развивается с родителями, у которых есть дефекты речи.
На сегодняшний день мобильные телефоны выделяемые государством кнопочные. Это немного усложняет общение. Сенсорные телефоны намного облегчили бы возможность общения по скайпу или другим видеочатам, поскольку эта категория граждан общаются визуально, языком жестов. Следует так же обратить внимание на предоставляемые слуховые аппараты, поскольку поступает много жалоб на их качество.
Уважаемый Бакытжан Абдирович
Если данная категория наших граждан ограничена в физических возможностях, в то же время, они неограниченны в правах на достойную жизнь, возможность получения необходимого образования, а так же на нормальные условия для трудовой и профессиональной деятельности.
В этой связи, мы считаем, что в цивилизованном государстве, каковым является Казахстан, благоприятные условия должны создаваться не только для бизнеса и инвестиций, но и для жизненно важных потребностей рядовых граждан, тем более для тех, кто имеет определенные ограничения в физических возможностях.
На основании вышеизложенного просим Вас рассмотреть возможность решения проблем инвалидов по слуху с детства и дать ответ на поставленные вопросы письменно в установленный законодательством срок.
С уважением, Депутаты фракции «Народные коммунисты» |
М. Магеррамов Ж. Ахметбеков Г. Баймаханова A. Конуров B. Косарев И. Смирнова Т. Сыздыков
|