Наши сограждане, в числе которых есть жители ВКО, пытаются сбыть части своего организма через Всемирную сеть. В этой связи стоит отметить, что недавно впервые в истории страны столичный суд рассмотрел дело о продаже почки. Потерпевший уверял, что покупатели не только не заплатили ему, но заставляли работать на себя после операции и даже избивали. Почему подобные случаи свидетельствуют о вопиющем невежестве казахстанцев? Как люди решаются продать свою почку? Какое наказание грозит тем, кто собрался торговать своими органами? Ответы на эти вопросы пытался найти корреспондент YK-news.kz.
Сайт, который пестрит объявлениями о продаже органов, обнаружили случайно. Там наравне с привычным "продам квартиру" красуется немалое количество таких предложений: "продам почку", "стану донором органов". По меньшей мере восемь восточноказахстанцев изъявили желание сбыть по выгодным ценам свою почку и часть печени.
Приводим выдержки из некоторых объявлений жителей ВКО (орфография и пунктуация сохранены).
"Стану донором почки, здоров, ни чем не болел, без вредных привычек". "Продам почку срочно, 19 лет, не пью не курю, жив здоров". "Стану донором. 23 года. Не болел и не болею. Звоните, но желательно пишите. Так как на работе не будет времени разговаривать".
В объявлениях граждане, желающие расстаться с некоторыми своими органами, указывают номера телефонов и город проживания.
YK-news.kz решил связаться с этими людьми, чтобы выяснить, что подтолкнуло их к столь шокирующему способу получения денег. Значительная доля граждан, опубликовавших объявление пару месяцев назад, теперь не торопится отвечать на звонки. Может быть, люди одумались и уже не горят желанием разговаривать с потенциальными покупателями? По одному номеру трубку взял не мужчина, как было указано в объявлении, а женщина.
— Что вы хотели? Кто вы? Откуда вы звоните? Вы можете представиться? — голос в трубке испуганно закидывал нас вопросами.
После объяснения, по какому поводу звоним, женщина отрезала: "Александра нет, когда будет, не знаю, звоните еще". Все последующие попытки связаться с мужчиной не принесли результата.
Зато Маргарита (имя изменено) из Риддера, давшая объявление о продаже почки, охотно с нами поговорила. Правда, удивилась, что ей в принципе ответили.
— Продать почку? — изумилась женщина. — Да, я собиралась. Но сейчас уже нет. Теперь я к такому не готова.
— Почему вы решились на это?
— Это был жест отчаяния. У меня рушился семейный бизнес. Я не видела никакой возможности выбраться из финансовой ямы. Подруги подсказали эту идею. Не думайте, что я одна решила к такому прибегнуть. Среди моих знакомых в Риддере многие люди отважились бы продать свои органы, чтобы расплатиться с долгами. У некоторых ситуация плачевная: жена в декрете, муж внезапно попал под сокращение, а нужно выплачивать ипотечный кредит, чтобы не остаться без жилья. Люди от безысходности на многое готовы.
— Тем не менее ваша проблема разрешилась и без продажи почки?
— Да, когда муж узнал, что я подала такое объявление, приложил все усилия к решению проблемы. Бизнес удалось спасти, теперь нам есть на что жить. Но не у всех же такие супруги. Кому-то продажа почки видится единственным выходом из ситуации.
Другой несостоявшийся продавец своих органов был более лаконичен.
— Когда хотел продать почку, были большие финансовые проблемы, — поделился Артем (имя изменено). — Я находился в таком положении, что действительно продал бы почку, но покупатели мне не звонили. Разрешить ситуацию помогли близкие. Они резко отрицательно отнеслись к тому, что я намеревался сделать.
Те, кто хотел продать свои органы через интернет, вряд ли знают, каким печальным опытом в этой связи может поделиться один казахстанец. В октябре 2016 года суд Астаны вынес приговор по беспрецедентному делу. Республиканские СМИ, следившие за судебным процессом, сообщают, что мужчина переехал в Астану из Алматы с ворохом материальных проблем, которые задумал решить болезненно, но быстро — продать почку. На объявление откликнулась покупательница — женщина, искавшая донора для больной дочери. А дальше как в кино. Донору вырезали орган, после чего некоторое время держали в закрытом коттедже. Алматинец утверждал, что его избивали и вынуждали работать, а затем выставили за дверь, не заплатив. Гражданин обратился в полицию. Следствие длилось больше года. В результате покупательницу приговорили к полутора годам лишения свободы условно. Пострадавший в ходе разбирательства из потерпевшего превратился в свидетеля, не получил никакой компенсации, теперь он инвалид.
Пока эта история вызывает очень много вопросов. Кто и где проводил сложнейшую операцию по изъятию органа? Наказали ли медиков, которые сделали это? Удалось ли пересадить почку? Если да, то прижилась ли она, ведь для этого необходима совместимость между донором и реципиентом? Почему виновные получили столь маленький срок?
Единственное, что можно точно сказать: подобного уголовного дела в Казахстане никогда раньше не было. Чтобы они не возникали и впредь, люди должны получить ответы на самые распространенные вопросы о трансплантологии.
— Появление таких объявлений показывает, что люди имеют весьма смутное представление о трансплантологии и не читают законы, — убежден бывший региональный трансплантационный координатор по ВКО, ныне директор КГКП "Патологоанатомическое бюро ВКО" Анатолий Чиканов. — В Казахстане есть только два вида донорства: прижизненное от близких родственников и посмертное, когда органы берут от умершего человека. Всякое другое донорство запрещено законом. Тем более под запретом торговля органами. Это преступление.
— Здоровые люди надеются таким образом заработать деньги, а больные — поправиться...
— Нельзя взять, например, любую почку и пересадить ее другому человеку. Должна быть совместимость донора и реципиента, которая зависит от множества показателей. Иначе организм больного просто отторгнет чужеродный орган. В подпольных операциях нет никакого смысла. И врачи не могут получить выгоду, если в больнице появляется потенциальный донор. Допустим, в Усть-Каменогорске у одного из пациентов наступила биологическая смерть мозга. С помощью специальных аппаратов поддерживается жизнедеятельность организма. Если человек при жизни не дал свое согласие на посмертное изъятие органов, доктора ведут беседу с его близкими. В этот момент врачи не знают, с каким больным в Казахстане выявится совместимость. Если родные дают свое согласие, то медики информируют об этом коллег в Астане. Столичные доктора оперативно вылетают на место. Здесь они изымают органы. Начинают выявлять, кто из больных подходит в качестве реципиента. Органы в сложнейшей аппаратуре везут в Астану. До аэропорта врачей сопровождает машина дорожной полиции, чтобы экипаж без происшествий добрался до воздушной гавани. В это же время с разных концов страны самолеты доставляют больных, нуждающихся в пересадке. Один может быть из Костаная, другой — из Шымкента, третий — из Алматы. Отбирают тех, у кого есть совместимость с донором.
Несмотря на то, что трансплантация жестко контролируется законом, близкие умерших крайне настороженно относятся к донорству.
— Бывает, родственники заявляют в лицо докторам: "Вы хотите нажиться на этом деле", — говорит Анатолий Чиканов. — В нашей области всего дважды изымали органы у умерших. Во всех случаях приходится долго беседовать с родными погибших и объяснять: ваш близкий человек умер, исправить это нельзя, но вы можете спасти жизнь пятерым людям. Некоторые прислушивались к голосу милосердия. В Усть-Каменогорске девушка сбросилась с большой высоты и погибла. Мать была безутешна, но согласилась, чтобы сердце ее дочери билось в груди другого человека. Юноша, которому пересадили сердце девушки, жив-здоров. Он очень хотел встретиться с мамой донора и поблагодарить ее за подаренную жизнь. К сожалению, им не удалось связаться. Думаю, если бы практика посмертного донорства была более распространена, никому не пришло бы в голову пытаться продать или купить органы в интернете. Ведь это же дикость!
— Какие меры могут помочь изменить ситуацию?
— Приведу пример из опыта других стран, например, Белоруссии. Там по достижении совершеннолетия человек должен оформить либо согласие, либо отказ на посмертное изъятие своих органов для трансплантации. Понимаете, каждый гражданин дает однозначный ответ на этот вопрос. В Белоруссии после этого нововведения трансплантология стала уверено развиваться. У нас многие люди, наверное, даже не задумываются над этим. Единицы официально регистрируют свое желание стать донором после смерти. Погиб человек — никто и не знает, какой позиции он придерживался по этому вопросу при жизни...
— По закону РК любой гражданин может быть донором, но только на безвозмездной основе, — подчеркивает заведующий отделением трансплантологии Национального научного центра онкологии и трансплантологии РК Гани Куттымуратов. — Для того чтобы исключить любые намерения по купле-продаже органов, у нас в центре работает этическая комиссия, состоящая из пяти врачей, не заинтересованных в трансплантации. Они беседуют с каждым пациентом и донором, выясняют, кем они приходятся друг другу. Согласитесь, трудно поверить, что неродные люди станут бесплатно жертвовать друг другу органы. Если возникает подозрение относительно коммерческого интереса, то сразу отказываем. За куплю-продажу органов грозит тюремный срок. Советую всем это помнить. И тем, кто размещает объявления о продаже своих органов, тоже.
Об обнаруженных объявлениях YK-news.kz сообщил в ДВД ВКО. Блюстители закона сообщили, что ведут мониторинг интернет-пространства относительно наличия там подобных предложений. Специалисты ведомства попросили предоставить объявления. Сейчас полицейские изучают эти материалы, поэтому пока от комментариев воздерживаются. Работники правоохранительных органов также не стали оперативно пояснять, какая ответственность грозит тем, кто решил, в прямом смысле слова, торговать частями своего тела.
YK-news.kz проштудировал Уголовный кодекс РК, чтобы выяснить, чем чреваты попытки продать или купить органы. По статье 116 УК РК, принуждение к изъятию, незаконное изъятие органов и тканей живого лица для трансплантации, совершение незаконных сделок в отношении органов и тканей живого лица наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. При отягчающих обстоятельствах или наступлении тяжких последствий, например, смерти потерпевшего, сроки заключения могут увеличиться до двенадцати лет.